Александр Александрович Михайлов (14 сентября 1922 — 14 марта 1992) был советским актёром театра и кино, чья жизнь и карьера тесно связаны с МХАТом (Московским Художественным академическим театром). Он внёс значительный вклад в театральное искусство СССР, запомнившись как тонкий и талантливый исполнитель, сначала романтических, а затем характерных ролей.
Ранние годы и образование
Александр Михайлов родился 14 сентября 1922 года в Москве в семье с глубокими культурными корнями. Его актёрская карьера началась после окончания Школы-студии МХАТ в 1948 году, где он получил классическое театральное образование. Это учебное заведение было знаменитым своим мастерством и подходом к воспитанию актеров, что позволило Михайлову получить прочную основу для будущей карьеры.
Карьера в театре
Сразу после окончания Школы-студии в 1948 году Михайлов стал актёром Центрального детского театра, где проработал пять лет, исполняя различные роли. В 1953 году его судьба резко изменилась, когда он перешёл в труппу МХАТа. Этот шаг стал ключевым в его творческой карьере, и он проработал в этом театре до 1990 года.
Роли и творческие достижения
В МХАТе Михайлов зарекомендовал себя как актёр лирико-романтического плана, исполняя главные роли в таких спектаклях, как:
- «Лермонтов» (роль Поэта, 1954),
- «Зимняя сказка» (роль принца Флоризеля, 1958),
- «Третья патетическая» (роль Валерика, 1958).
Его актерский диапазон был широк: от лирических героев до характерных ролей. В дальнейшем Михайлов утвердился в качестве характерного актёра, что позволило ему осваивать разнообразные образы.
Когда в театр пришёл новый главный режиссёр Олег Ефремов, Михайлов продолжал играть важные роли, но не получал таких крупных ролей в новых постановках, как раньше. Тем не менее, одной из самых любимых его работ в спектаклях, поставленных Ефремовым, стала роль Телегина в чеховской пьесе «Дядя Ваня». Эта роль особенно выделялась на фоне того, что Михайлов сам говорил о ней как о своей любимой работе того периода.
Раскол МХАТа и дальнейшая судьба
В 1987 году судьба Михайлова резко изменилась из-за раскола МХАТа на две труппы. Олег Ефремов не пригласил его в свой новый театр, что стало неожиданным и болезненным ударом для актёра. Михайлов остался в труппе под руководством Татьяны Дорониной, но не смог найти для себя таких ролей и творческого удовлетворения, как в прежние годы.
Личная жизнь
Александр Михайлов был женат на актрисе Антонине Горюновой, дочери известных артистов Александра Ильича Горюнова и Веры Дмитриевны Бендиной. Семейные связи и окружение Михайлова были тесно связаны с театральной средой, что оказывало влияние на его творческое развитие.
Признание и награды
Михайлов был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР в 1963 году, что было признанием его вкладов в развитие театрального искусства. В 1950 году он стал лауреатом Сталинской премии третьей степени, что свидетельствовало о признании его актёрских заслуг на самом высоком государственном уровне.
Последние годы и наследие
После сложных периодов, связанных с расколом МХАТа, Александр Михайлов завершил свою театральную карьеру. Он ушёл из жизни 14 марта 1992 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с могилой своего тестя, Александра Ильича Горюнова.
Михайлов оставил значительный след в советском театре, будучи верным идеалам МХАТа и посвятив свою жизнь искусству. Его образ лирического героя и характерного актёра до сих пор остаётся примером актёрского мастерства для многих поколений.