11 сентября 1944 года
1-й Белорусский фронт. 47-я и 70-я армии, часть сил 1-й польской армии, 16-я воздушная армия продолжали бой в предполье восточнее Варшавы, стремясь овладеть предместьем Прага.
1-й Прибалтийский фронт. 4-я ударная армия 1-го Прибалтийского фронта начала операцию по ликвидации плацдарма противника на реке Мемеле в полосе наступления. Накануне атаки была поставлена дымовая завеса на 4-км участке значительно левее участка прорыва. Противник стянул туда тактические резервы. Ударная группа 22-го гвардейского корпуса стремительно атаковала немцев и сбросила их в реку. Преследуя врага, атакующие форсировали Мемеле и захватили плацдарм на противоположном берегу. Противник бросил в контратаку резервы, но подразделения армии успели закрепиться на левобережье. С этого времени начались беспрерывные вражеские атаки.
Восточно-Карпатская операция. 38-я армия 1-го Украинского, отражая многочисленные контратаки противника, продвинулась на 10 км. В 2.40 140-я дивизия с танками 12-й гвардейской бригады после короткого артналета атаковала и выбила противника из Кросно. Далее войска вышли к шоссе Змигруд Новы-Дукля и пересекли его между населёнными пунктами Лыса Гура и Ивля.
Части Чехословацкого корпуса ночью заняли высоту 534, господствующую над широкой долиной и проходящим по ней шоссе Жмигруд-Новы—Дукля. В ожесточенных боях 1-й чехословацкой бригаде к вечеру удалось ворваться в Теодорувку и перерезать шоссе в районе деревни. С наступлением темноты немцы контратаковали чехословаков и бригада снова отошла на высоту.
Немецкое командование спешно перебросило к участку прорыва главные силы 8-й танковой дивизии, 101-ю горнострелковую, 544-ю и 78-ю дивизии. В районе Дуклинского перевала и далее на восток по главному хребту заняла оборону 357-я пехотная дивизия врага, направленная сюда из районов действий словацких повстанцев.
2-й Украинский фронт. 6-я танковая армия к вечеру достигла рубежа, занимаемого 4-й румынской армией. Нанося удар на Клуж, танковая армия совместно с 6-м корпусом румын отбросила немцев и венгеров в исходное положение— в район Турды.
На севере. 3 самолёта авиации СФ вели разведку в Варангерфьорде и вдоль побережья Северной Норвегии.
Тщ производили траление фарватеров на подходах к Кольскому заливу и о. Диксон.
Конвой БИ-20 (1 тр, 1 тщ) вышел из Йоканьги в Архангельск, а из Моло-товска в Онегу прибыл конвой ВБ-31.
Межбазовые переходы совершали 16 кораблей и судов.
На западе. 19 самолётов авиации БФ вели разведку кораблей противника в Балтийском море, Рижском и Финском заливах. Одиночные вражеские самолёты вели разведку Финского залива.
Тщ производили траление фарватеров в Нарвском и Выборгском заливах, западнее о. Лавенсари.
3 МО встретили и сопровождали до о. Лавенсари пл М-102.
Сводки Советского Информбюро за 11 сентября 1944 года Великой Отечественной войны
В течение 11 сентября южнее и юго-западнее города Ломжа наши войска с боями заняли более 30 населённых пунктов; среди них — Пнево, Подгуже, Гелчин, Конажице (4 километра южнее города Ломжа), Богушице, Хойны-Смешне, Сульки, Мястково, Зарузе, Кулешка.
В центральной части Румынии наши войска совместно с румынскими войсками с боями продвигались вперёд и овладели городами Сигишоара, Медиаш, Петро-Шани, а также заняли более 200 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Вардьяш, Хомород, Окланд, Хогиз, Сас-Надош, Адамош и железнодорожные станции Мэеруш, Апаца, Аугустини, Данош.
По дополнительным данным, на территории Болгарии войска 3-го Украинского фронта взяли в плен командира 13-й немецкой танковой дивизии генерал-лейтенанта Трегера и командира 153-й немецкой пехотной дивизии генерал-лейтенанта Байера.
На других участках фронта — поиски разведчиков; в ряде пунктов шли бои местного значения.
За 10 сентября наши войска подбили и уничтожили 12 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 7 самолётов противника.
Южнее и юго-западнее города Ломжа наши войска с боями продвигались вперёд. Противник превратил свой плацдарм на левом берегу реки Нарев, близ города Ломжа, в сильно укреплённый район, прикрывающий подступы к Восточной Пруссии. Немцы сосредоточили на плацдарме крупные силы пехоты, танков, самоходных орудий и оказывают упорное сопротивление. Бойцы Н-ского соединения, преодолевая многочисленные противотанковые и противопехотные препятствия, выбили немцев из нескольких узлов обороны. Очищен от противника населённый пункт Хойны-Смешне, находящийся в 8 километрах западнее Ломжи. Противник неоднократно переходил в контратаки, но под натиском советских войск откатывался назад. Только на одном участке уничтожено свыше батальона гитлеровцев. Захвачены трофеи и пленные.
В центральной Румынии наши войска, действующие совместно с румынскими войсками, продвинулись вперёд на 35 километров и заняли города Медиаш и Сигишоара. Противник непрерывно подвозит резервы и бросает их в бой. Наши подвижные части проникают в тыл врага, нападают на подходящие к фронту немецкие в венгерские маршевые батальоны и уничтожают их. Артиллеристы, под командованием офицера Власова, открыли внезапный огонь по колонне противника и уничтожили 400 гитлеровцев. На другом участке советские танкисты отрезали пути отхода воинским эшелонам противника. Немцы, охранявшие эшелоны, пытались спастись бегствам, но были уничтожены или взяты в плен. Наши танкисты захватили пять эшелонов с военным имуществом и взяли в плен 200 немецких солдат и офицеров.
К западу от города Шауляй (Шавли) наши разведывательные отряды в течение дня уничтожили 180 гитлеровцев. Разведывательная группа Н-ской части проникла в тыл противника и устроила засаду у дороги. Вскоре разведчики увидели, что к ним приближается бронетранспортёр противника. Советские бойцы подорвали немецкую машину, а её экипаж в составе пяти человек взяли в плен. На другом участке гитлеровцы пустили по направлению к советским позициям 5 танкеток-торпед. Три танкетки подорвались на минах, а остальные уничтожены огнём из противотанковых ружей.
Западнее города Каунас (Ковно) группа бойцов, во главе со старшиной Ефимовым, ночью переправилась через реку Шешупа и проникла на территорию Восточной Пруссии. Разведчики обстреляли из автоматов немецкий отряд и истребили 16 гитлеровцев. Собрав ценные сведения, наши бойцы благополучно вернулись в свою часть.
В городе Янув (Польша) состоялся массовый митинг протеста против кровавых злодеяний, учинённых немецко-фашистскими мерзавцами в Майданеке. Председатель городского Национального Совета Ковалинский сказал: «История человечества ещё не знала таких зверств и преступлений, какие совершили гитлеровцы в Майданеке и в других местах. Мы не простим этого немецким палачам. Польский народ от всего сердца благодарит Красную Армию за то, что она спасла и спасает сотни тысяч поляков от гибели».
Польское население оказывает частям Красной Армии активную помощь. Житель села Жемеяь Сивак указал советским разведчикам брод через реку Вислок, сам пошёл вместе с бойцами и храбро дрался против немцев. Жители деревни Пильн по своей инициативе восстановили разрушенный немцами мост, по которому вскоре прошли советские танки. Жители села Мязунув построили несколько мостов. Пётр Швец, руководивший работами по строительству мостов, заявил: «Мы, поляки, многим обязаны Красной Армии, освободившей нас от немецких оккупантов. Мы всеми силами и средствами поможем советским войскам окончательно добить нашего общего врага — гитлеровскую Германию». В городе Ланьцут жители принимают участие в оборудовании госпиталя и оказывают помощь раненым бойцам Красной Армии.
11 сентября 1944 года — Меморандум Госекретаря США по сотрудничеству с Британией в области финансовой политики в послевоенный период
11 сентября 1944 госсекретарь США Корделл Халл направил специальный меморандум под грифом «совершенно секретно» на имя президента США Франклина Рузвельта. Он был добыт закордонной агентурой НКГБ СССР. Меморандум касался сотрудничества США с Британией по финансовой и экономической политике после войны. В документе ставился ребром главный вопрос: положение Британии, а именно взаимоотношения стерлинга—доллара, изменение кредиторского положения Англии, перспективы английского экспорта, а также торговля и финансовая политика, которую англичане будут проводить в указанные периоды. Госдеп настаивал на принятие Англией либеральной торговой политики в отношении заграничных вкладов и международных финансовых операций, как и договорились в Бреттон-Вудсе, но Британия сопротивлялась, ибо понимала, что это полная и окончательна потеря за мировыми финансами.
Ленд и экономические отношения с Великобританией во «второй фазе» (то есть в период, когда война в Европе закончена, а война с Японией еще продолжается).
1. Наиболее важной международной экономической проблемой в переходном и послевоенном периодах будет положение Великобритании: взаимоотношения стерлинга—доллара, изменение кредиторского положения Англии, перспективы английского экспорта, а также торговля и финансовая политика, которую англичане будут проводить в указанные периоды. Разрешение данной проблемы будет осложнено для Англии такими обстоятельствами, как потеря ею вкладов за границей, возможное уменьшение ее торгового флота, банковских и страховых прибылей, а также трудности в установлении новых торговых связей и в расширении международного рынка для сбыта английских товаров в послевоенный период. Основные контуры проблемы наметились за последние несколько десятилетий, но война обострила трудности. По мнению госдепартамента, наиболее выгодное решение проблемы (как непосредственно для Англии, так и для мира в целом) будет заключаться в принятии Англией либеральной торговой политики в отношении заграничных вкладов и международных финансовых операций соответственно принципам, установленным конференцией в Бреттон-Вудсе.
2. Тем не менее на правительство Англии будет оказываться большое давление, с тем чтобы оно проводило политику ограничений в вопросе торговли и финансов. Это давление будут в соответствующей степени объяснять неотложными, критическими и текущими задачами, связанными с состоянием экономики Англии к концу войны. США могут внести большой вклад в дело организации прочного англо-американского сотрудничества в вопросах послевоенной торговой политики и достижения высокого уровня экономической деятельности и международной торговли (как между этими двумя странами, так и с остальным миром) путем принятия всех зависящих от них мер для того, чтобы помочь Англии вступить в «третью фазу» (мирный период) на такой прочной экономической основе, какая только возможна.
3. Потенциальные возможности англо-американского и всеобщего международного экономического сотрудничества в реконструкции и развитии мирной экономики в «третьей фазе» огромны. Они включают в себя организацию фондов в будущем банке, что было запланировано на конференции в Бреттон-Вудсе, и создание механизма для сотрудничества в области торговой политики. Прямая помощь (главным образом финансового порядка) будет, по всей вероятности, базироваться на кредитной основе. Перечисленные выше организации, призванные осуществить эти мероприятия, еще должны быть созданы.
4. По сравнению с теперешним периодом «вторая фаза» будет содержать определенные возможности для проведения ряда мероприятий в порядке подготовки благоприятного, хотя и медленного, развития в послевоенный период.
5. Исходя прежде всего из военной обстановки, я, конечно, должен признать за армией право решения вопросов стратегической политики. Однако ясно, что одной из самых важных задач политики США должно быть вовлечение Англии в военные операции на Дальнем Востоке как можно в большей степени. Преимущества такого курса для ускорения окончания войны и сокращения человеческих и материальных потерь очевидны. Если же Англия не будет участвовать в войне на Дальнем Востоке в I юлной мере, то это породит весьма отрицательные моменты, которые следует особо подчеркнуть:
а) любые признаки того, что Англия участвует в войне на Дальнем Востоке, не используя до конца всех своих возможностей, немедленно создадут враждебное к ней отношение со стороны общественного мнения США;
б) широкая экспансия британского экспорта при сравнительно слабом участии Англии в дальневосточной войне может вызвать негодование среди наших промышленников и экспортеров;
в) неудача в деле полного вовлечения Англии в дальневосточные операции будет рассматриваться в США, по крайней мере, как частичный провал политики ленд-лиза и создаст отрицательную обстановку для урегулирования расчетов по ленд-лизу в будущем;
г) все эти факторы, вместе взятые, создадут самые неблагоприятные условия для укрепления англо-американского и всеобщего политического и экономического сотрудничества в послевоенный период.
6. Итак, сущность экономической проблемы во «второй фазе» будет заключаться в том, чтобы допустить в умеренной степени реконверсию в Великобритании (возвращение ее экономики на мирные рельсы), направив ее на завершение реконструкции, удовлетворение внутренних потребностей и восстановление экспорта, доходы от которого необходимы для оплаты импорта, являющегося существенным условием, экономической жизни Великобритании. Англичане должны это сделать таким образом, чтобы:
а) разрешить насущную задачу Англии — избежать экономической катастрофы;
б) не взять на себя обязательств, которые в будущем могут осложнить англо-американские отношения;
в) свести до минимума тенденцию установления Англией дискриминационной торговой политики;
г) принимаемые меры были политически приемлемыми для американского народа.
7. По имеющимся данным, во «второй фазе» американское военное преимущество может быть сокращено до 40% с соответствующей реконверсией промышленности страны для удовлетворения запросов населения, а также для некоторого увеличения коммерческого экспорта. Подчеркиваю, что синхронизация английской программы реконверсии с нашей является весьма необходимой. Усталость английского населения от 5 лет войны, авиационных бомбардировок, строгого рационирования и дислокации людей, вызванной мобилизациями, — все это потребует от британского правительства значительного улучшения жизненного уровня народа. Однако необходимость материальной реконструкции Англии и баланс ее платежей почти наверняка приведут к тому, что жизненный уровень английского населения будет продолжать оставаться более низким, нежели в США. В связи с этим стремление англичан ограничить гражданское потребление в соответствии со своим реальным экономическим положением следует, безусловно, признать правильным и похвальным.
8. Координирование английской банковской реконверсии с нашей собственной будет само по себе правильным и законным и вместе с тем позволит нам оправдать перед конгрессом и американским народом политику умеренного продолжения действия закона о ленд-лизе для Англии на период Тихоокеанской войны. Насколько мне известно, англичане еще не выдвинули определенных предложений относительно всех своих потребностей по ленд-лизу во «второй фазе», ибо они понимают, что характер этих предложений должен зависеть в большей степени от стратегических планов для Дальневосточного театра войны. Если принять во внимание быстроту, с какой разворачиваются военные действия в Европе, то представляется чрезвычайно важным достичь как можно скорее взаимопонимания с англичанами по данному вопросу, с тем чтобы выработать программу по ленд-лизу, удовлетворяющую обе заинтересованные стороны.
9. Я рекомендую поэтому положить в основу нашей экономической политики по отношению к Англии во «второй фазе» следующие основные принципы:
а) синхронизация с нашим английского плана реконверсии, допускающего работу на экспорт основной части английской промышленности, освобожденной от выполнения военных заказов;
б) продолжение поставок Великобритании по ленд-лизу во «второй фазе», однако со снижением их общего объема на одну треть. Поставки по ленд-лизу в таком масштабе будут производиться с учетом того, что определенная часть британской промышленности будет продолжать выполнение военных заказов. Вместе с тем поставки в таком сокращенном объеме не помешают проведению реконверсии в США. Путем продолжения поставок товаров для гражданского потребления (как, например, пищевых продуктов, многие из которых, видимо, будут в излишке в США) мы поможем восстановлению Англии, не беря на себя ответственности за его ход.
10. Все эти наши усилия, направленные на то, чтобы помочь Англии прийти к мирному периоду с максимально здоровой по возможности экономикой, должны сопровождаться в дальнейшем участием англичан в нашей борьбе за принятие всем миром программы всестороннего снижения барьеров в международной торговле.
Соглашения, достигнутые на конференции в Бреттон-Вудсе по вопросу отмены ограничений и дискриминаций, составляют очень важную часть нашей программы торговой политики. Необходимо убедить англичан выполнить эти соглашения и присоединиться к нам (путем переговоров в соответствии со ст. 7 соглашения и другим образом) для тщательного рассмотрения остальных элементов нашей международной экономической программы. Чрезвычайно важным для интересов США и для создания соответствующих экономических условий, которые мы надеемся видеть превалирующими в послевоенном периоде, является то, чтобы при формулировании политики ленд-лиза во «второй фазе», которая будет способствовать выполнению этих задач, мы имели бы от англичан заверение в том, что они будут активно сотрудничать с нами в достижении данных целей. Вам известна политическая ситуация в нашем стане, которая препятствует этому, и, я уверен, Вы согласитесь с тем, что пора принять какие-то радикальные шаги для ее разрешения.