11 сентября 1941 года состоялся первый полет опытного истребителя Гу-82, разработанного конструктором Михаилом Ивановичем Гудковым. Самолет был оснащен мотором воздушного охлаждения М-82А, который был создан для улучшения характеристик истребителей того времени. Полет провел летчик-испытатель Алексей Иванович Никашин.
История создания
Гу-82 был разработан Михаилом Гудковым как экспериментальный истребитель. Гудков являлся одним из соавторов знаменитого ЛаГГ-3, но после разделения с Лавочкиным и Горбуновым он решил создать собственную модификацию истребителя с новым двигателем. Для этой цели он использовал звездообразный мотор воздушного охлаждения М-82А, который отличался высокой надежностью и хорошей мощностью.
Идея Гудкова заключалась в том, чтобы заменить рядный двигатель жидкостного охлаждения, использовавшийся в большинстве советских истребителей, на более надежный двигатель воздушного охлаждения. Этот шаг должен был повысить боевую эффективность и надежность машины, особенно в условиях интенсивных воздушных боев.
Технические характеристики
- Двигатель: М-82А, звездообразный, воздушного охлаждения
- Мощность: около 1700 л.с.
- Вооружение: планировалось вооружить истребитель двумя пулеметами ШКАС и двумя пушками ШВАК.
Первый полет и испытания
Первый полет состоялся 11 сентября 1941 года, когда Алексей Никашин поднял машину в воздух. Полет прошел успешно, однако в ходе дальнейших испытаний были выявлены некоторые проблемы с аэродинамикой и управляемостью самолета. Несмотря на это, Гу-82 показал хорошие скоростные и маневренные характеристики, а также надежность двигателя.
Тем не менее, несмотря на положительные результаты испытаний, истребитель Гу-82 не был запущен в серийное производство. Основной причиной стало то, что в это же время активно шли разработки и других истребителей с тем же двигателем, таких как Ла-5 Лавочкина, который оказался более удачным и в итоге был принят на вооружение.
Значение проекта
Гу-82 стал одним из важных шагов в разработке советских истребителей, использующих двигатели воздушного охлаждения. Хотя машина Гудкова не пошла в серийное производство, опыт, полученный в ходе работы над этим проектом, оказал влияние на дальнейшие разработки, в том числе на успешные истребители Ла-5 и Ла-7, которые стали основой советской истребительной авиации в конце Великой Отечественной войны.