10 сентября 1986 года состоялся первый полет учебно-боевого истребителя Су-27УБ (Т-10У-4), который был построен на Иркутском авиационном производственном объединении (АПО). Это событие стало важной вехой в развитии семейства самолетов Су-27, так как Су-27УБ представлял собой двухместную учебно-боевую версию знаменитого истребителя Су-27. Полет был выполнен заводскими летчиками-испытателями Геннадием Егоровичем Булановым и Николаем Николаевичем Ивановым.
Учебно-боевой вариант Су-27 был разработан для подготовки пилотов к полетам на одноместных Су-27, а также для выполнения боевых задач. Эта версия самолета сохранила все боевые возможности оригинальной модели, но с добавлением второго места для инструктора или второго пилота. Это позволяло не только эффективно обучать пилотов, но и использовать самолет в боевых операциях, где требуется взаимодействие двух пилотов.
Су-27УБ был оснащен теми же системами вооружения и радиоэлектронного оборудования, что и стандартный Су-27, включая мощный радар, системы управления вооружением и ракеты класса «воздух-воздух». Это позволяло использовать самолет не только для тренировок, но и для участия в боевых действиях наравне с одноместными машинами.
Одной из ключевых особенностей Су-27УБ стала его двухместная компоновка, что потребовало внесения изменений в конструкцию планера и кабины. Второе место в кабине было предназначено для инструктора или второго пилота, что позволяло контролировать и обучать курсанта во время выполнения сложных маневров и боевых задач.
При этом самолет не потерял своей аэродинамической эффективности и сохранял способность выполнять сложные пилотажные фигуры, такие как «Кобра Пугачева» — маневр, демонстрирующий высочайшую маневренность истребителей семейства Су-27.
Су-27УБ стал важной составляющей программы подготовки летчиков-истребителей в СССР и затем в России. Его применение позволило значительно улучшить процесс обучения, так как пилоты могли на практике осваивать сложные маневры и боевые сценарии под руководством опытного инструктора. При этом самолет сохранял все боевые характеристики, что делало его универсальным для выполнения боевых задач в реальных боевых условиях.
Су-27УБ также стал основой для создания других двухместных модификаций самолетов семейства Су-27, включая Су-30, которые получили широкое распространение как в России, так и за рубежом.
Первый полет Су-27УБ в 1986 году подтвердил высокие летные и боевые характеристики самолета. Летчики-испытатели Буланов и Иванов успешно выполнили все запланированные задачи и подтвердили, что самолет готов к серийному производству. Впоследствии Су-27УБ был принят на вооружение и активно использовался в советских и российских ВВС, став неотъемлемой частью подготовки летчиков и выполнений боевых задач.