10 сентября 1957 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин совершил первый полет на первом серийном образце истребителя-перехватчика Су-9, который был разработан коллективом конструкторского бюро ОКБ-51 под руководством Павла Осиповича Сухого. Этот день ознаменовал важный шаг в развитии советской военной авиации, поскольку Су-9 стал одним из ключевых перехватчиков для защиты воздушного пространства СССР.
Разработка и особенности Су-9
Су-9 (по классификации НАТО: Fishpot) был создан в ответ на необходимость разработки самолета, способного эффективно перехватывать стратегические бомбардировщики потенциального противника. Его разработка началась в начале 1950-х годов в ОКБ-51 (ныне ОКБ Сухого). Основной акцент был сделан на создании высокоскоростного и высотного истребителя, который мог бы бороться с новыми угрозами, такими как высоколетящие разведывательные самолеты и стратегические бомбардировщики.
Одной из особенностей Су-9 стало применение треугольного (дельтовидного) крыла, что позволило самолету развивать высокие скорости и улучшило его аэродинамические характеристики на больших высотах. Самолет был оснащен мощным турбореактивным двигателем АЛ-7Ф-1, разработанным А. М. Люлькой, который позволял Су-9 достигать скорости до 2 Махов (примерно 2 150 км/ч) и обеспечивал высотный потолок в 20 000 метров.
Вооружение и назначение
Су-9 был предназначен в первую очередь для перехвата вражеских самолетов и оснащался ракетным вооружением. На борту самолета не было встроенных пушек — вместо этого он был вооружен управляемыми ракетами класса «воздух-воздух», которые могли эффективно поражать цели на больших расстояниях и на больших высотах. Важной составляющей системы перехвата Су-9 являлся комплекс радиолокационного прицельного оборудования, который помогал пилоту захватывать и сопровождать цели.
Эксплуатация и значение
Су-9 стал первым массовым истребителем ОКБ Сухого с дельтовидным крылом и составил основу противовоздушной обороны СССР в 1960-х годах. Хотя Су-9 не участвовал в боевых действиях, его роль в системе ПВО была значимой: он обеспечивал защиту воздушных рубежей страны в условиях нарастающего противостояния с Западом в годы Холодной войны.
Самолет эксплуатировался до середины 1970-х годов, после чего его заменили более современные истребители-перехватчики, такие как Су-15. Тем не менее Су-9 остался важной вехой в истории советской авиации, послужив основой для дальнейших разработок ОКБ Сухого.