Людмила Васильевна Целиковская (1919–1992) — выдающаяся советская актриса театра и кино, чья яркая карьера охватывает несколько десятилетий, начиная с 1930-х годов. Она родилась в Астрахани в семье творческой интеллигенции. Её отец, Василий Целиковский, был заслуженным деятелем искусств, а мать, Екатерина Лукинична, — оперной певицей. С самого детства Людмила проявляла артистические способности, особенно музыкальный талант. Поначалу её обучали игре на фортепиано в Гнесинской школе, но вскоре она увлеклась театром и решила стать актрисой.
Начало актёрской карьеры
Целиковская поступила в Театральное училище имени Щукина, где с успехом прошла конкурсный отбор среди множества претендентов. Она начала свою карьеру в театре имени Вахтангова, дебютировав в спектакле «Слуга двух господ». В это время её заметил кинорежиссёр Константин Юдин и пригласил сниматься в фильм «Сердца четырёх» (1941), который стал настоящим прорывом для молодой актрисы. Фильм вышел на экраны только в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, и мгновенно завоевал сердца зрителей.
Успех в кино и популярность
Целиковская снялась в ряде музыкальных комедий и романтических фильмов военного времени, таких как «Антон Иванович сердится» (1941), «Близнецы» (1945), «Воздушный извозчик» (1943), что принесло ей огромную популярность в СССР. Её героини были молодыми, жизнерадостными, но при этом сильными духом, что особенно привлекало зрителей в годы войны. Людмила Целиковская стала любимой актрисой советской публики.
Личная жизнь
Личная жизнь Целиковской была насыщенной и драматичной. Она была замужем несколько раз, причём её романы часто становились предметом обсуждения. Одним из самых известных её мужей был актёр Михаил Жаров, с которым она познакомилась на съёмках фильма «Воздушный извозчик». Однако их брак оказался непродолжительным. Четвёртым мужем актрисы стал архитектор Каро Алабян, который подвергся репрессиям в послевоенное время. Их семья долгое время жила в тяжёлых условиях, пока Алабян не был реабилитирован благодаря заступничеству Анастаса Микояна.
Творчество и препятствия
В конце 1940-х годов карьера Людмилы Целиковской начала сталкиваться с трудностями. Несмотря на успех в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», где она сыграла царицу Анастасию, её имя было вычеркнуто Иосифом Сталиным из списка на получение Сталинской премии. Это событие негативно отразилось на её карьере, и актриса временно лишилась работы в театре. Однако её талант был слишком велик, чтобы остаться в тени, и она продолжала сниматься и выступать на сцене.
Одним из наиболее известных фильмов с её участием в 1950-е годы стал «Попрыгунья» (1955), где её партнёром по съёмочной площадке был Сергей Бондарчук. Фильм получил международное признание на Венецианском кинофестивале, но самой Целиковской почётные награды за эту роль не достались.
Последние годы и вклад в театр
В 1960-е годы Целиковская стала фактической женой известного театрального режиссёра Юрия Любимова, одного из основателей Театра на Таганке. Она активно участвовала в жизни театра, придумывая постановки и помогая Любимову бороться с бюрократическими препятствиями. Благодаря её участию, многие известные спектакли театра стали реальностью. В их московской квартире собирались выдающиеся деятели культуры того времени, включая Бориса Пастернака, Андрея Вознесенского и Владимира Высоцкого.
Однако её отношения с Любимовым закончились в 1975 году из-за его измен. Актриса отреагировала на это с достоинством, но призналась, что жить с гением было тяжело.
Поздние годы и уход
В последние годы жизни Целиковская столкнулась с тяжёлыми болезнями, и в 1989 году у неё был обнаружен рак. Она продолжала держаться до самого конца, однако скончалась 4 июля 1992 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом со своим четвёртым мужем Каро Алабяном.
Целиковская оставила яркий след в истории советского кино и театра. Её работы до сих пор остаются любимыми среди зрителей, а её вклад в культурное наследие страны трудно переоценить.