2 сентября 1944 года – Шёл 1169-й день Великой Отечественной войны

2 сентября 1944 года

Ставка. Директивой Ставки командующему войсками 1-м Украинским фронтом предписывалось начинать подготовку наступлению в Восточных Карпатах:

«В связи с активизацией партизанского движения в Словакии и развертыванием вооружённой борьбы отдельных регулярных частей и соединений Словацкой армии против немецких захватчиков… подготовить и провести операцию на стыке 1 и 4 Украинских фронтов с тем, чтобы ударом из района Кросно, Санок в общем направлении на Прешов выйти на словацкую границу и соединиться со словацкими войсками».

Войска 2-го Украинского фронта закончили зачистку рубежей Дуная от войск противника на участке Олтеница, Фетешти и освободили город Олтеница.

На севере. 7 самолётов авиации СФ вели разведку вражеских кораблей в Варангерфьорде, в восточной и юго-восточной частях Баренцева моря, 4 прикрывали главную базу флота и аэродромы базирования, 3 — переходы наших конвоев.

От Парсангерфьорда из боевого похода в базу прибыла пл С-51.

1 Здесь и далее наименования географических пунктов, их написание, а также аббревиатура кораблей, частей и соединений приводятся так, как они употреблялись в документах тех лет.

5 тка произвели минную постановку в р-не о. Лилле Эккерей и возвратились в базу.

Тщ производили траление фарватеров в Кольском заливе, проливах Карские Ворота, Югорский Шар.

Конвой ИК-13 (тр «Сура», «Онега», 6 больших охотников) вышел из Йо-каньги в Кольский залив, ЕД-6 (тр «Таймыр», 3 тщ) — из Ошмарино на Диксон.

Межбазовые переходы совершали 11 кораблей и судов.

На западе. 14 самолётов авиации БФ вели разведку кораблей противника в Балтийском море и Финском заливе. 10 самолётов под прикрытием 20 истребителей нанесли бомбовый удар по конвою противника (4 тр и 4 скр) юго-западнее порта Либава и потопили 1 тр (6 тыс. т). В воздушных боях сбито 2 самолёта врага. Одиночные вражеские самолёты вели разведку восточной части Финского залива.

Конвой (2 бка, 2 тка, 3 буксира, 2 тендера, баржа) перешёл из залива Кой-висто в Кронштадт.

На юге. 2 самолёта авиации ЧФ вели разведку коммуникаций Варна — Бургас — Босфор.

В Новороссийск прибыли из Поти — пл М-115, М-116 и из Сочи — 5 катеров МО.

Юго-восточнее Констанцы пл врага атаковала и потопила базовый траль-щик «Взрыв».

Тщ производили траление фарватеров в р-нах Одессы, Скадовска, Сева-стополя.

Межбазовые переходы совершали 32 корабля и судна.

Сводки Советского Информбюро за 2 сентября 1944 года Великой Отечественной войны

Юго-западнее и южнее города Констанца наши войска вышли к румыно-болгарской границе на участке от реки Дунай до побережья Черного моря, заняв при этом более 60 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Остров, Гырлица, Бэняса, Ион Корвин, Домбромиру-дин-Вале, Индепен-Денца, Кобадин, Гювенлия и железнодорожные станции Дженерал Чернат, Чиокырлиа, Чиобэница, Касича, Кобадин, Гювенлия.

На других участках фронта — поиски разведчиков и в ряде пунктов шли бои местного значения.

За 1 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 23 немецких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 34 самолёта противника.

Массированный налёт нашей авиации на железнодорожный узел Кретинга

В ночь на 2 сентября наша авиация дальнего действия произвела массированный налёт на железнодорожный узел Кретинга (северо-восточнее Мемеля). В результате бомбардировки возникли пожары, из них два пожара больших размеров. Горели воинские эшелоны противника. В северо-западной части железнодорожного узла отмечены сильные взрывы.

Юго-восточнее города Бухарест наши войска на широком фронте вышли на северный берег реки Дунай. Одновременно советские части продолжали очищать занятую территорию от разрозненных групп немецких войск. В районе города Слобозия наши войска взяли в плен 2.200 немецких солдат и офицеров из состава разгромленных в предыдущих боях пехотных и танковых дивизий противника. Захвачено большое количество вооружения и военных материалов.

Северо-восточнее Праги наши части отбили несколько контратак противника и улучшили свои позиции. На одном участке отряд пехоты, во главе с майором Алексеевым, ночью прорвался в тыл противника. Советские бойцы истребили до роты гитлеровцев, уничтожили 3 пулемёта и вырезали 20 километров телефонного кабеля. Старший лейтенант Кривонюк с группой разведчиков атаковал позиции немецкой тяжёлой артиллерийской батареи. Наши бойцы истребили вражеских артиллеристов и взорвали 4 орудия.

Западнее города Шауляй (Шавля) четыре группы противника, численностью от роты до батальона пехоты, пытались боем разведать наши позиции. Советские части артиллерийско-миномётным огнём и контратаками отбросили немцев, не дав им приблизиться к нашему переднему краю обороны. Уничтожено до 300 гитлеровцев и подбито 2 немецких танка. Захвачены пленные.

Наша авиация совершила налёты на немецкие аэродромы Укштаин и Будупенен (Восточная Пруссия). Метко сброшенными бомбами уничтожено и повреждено на земле 15 самолётов противника. Кроме того, в воздушных боях за день сбито 9 немецких самолётов.

Войска 3-го Украинского фронта взяли в плен командира 9-й немецкой пехотной дивизии генерал-майора Вереда Гебба. Пленный сообщил: «В середине августа нам стало известно, что в районе Тирасполя накапливаются советские войска. Это известие мы встретили спокойно, так как считали, что русские смогут предпринять лишь местные операции. Моя дивизия занимала на участке Раскаецы — Пуркарь выгодные для обороны позиции. Однако русские сосредоточили много артиллерии. Уже в начале наступления мои полки понесли огромные потери от артиллерийского и миномётного огня. Вскоре дивизия оказалась в окружении. Ценой больших потерь вырвались из одного кольца, но попали в другое. Дальнейшие попытки выбраться из окружения ни к чему не привели. Со мною осталась группа в 200 человек. Я решил капитулировать и приказал солдатам сложить оружие. Затем я написал приказ о сдаче в плен остаткам дивизии, в количестве 1.600 человек, окружённым в другом месте».

Далее Вернер Гебб заявил: «После разгрома немецких войск в Белоруссии настроение солдат резко снизилось. А теперь немецкие войска потерпели новый страшный разгром на юге».

Германское информационное бюро 2 сентября передало следующее заявление: «Авторитетные берлинские круги не подтверждают вражеского сообщения о том, что советские войска вступили в Бухарест».

Это нелепое и глупое сообщение германского информационного бюро свидетельствует о полной растерянности гитлеровской правящей клики. Части Красной Армии, разгромив в районе Плоешти и южнее Плоешти группировку немецких войск, 31 августа вступили в город Бухарест. Сотни тысяч жителей румынской столицы встречали советские войска, в образцовом порядке проходившие по улицам города. С тех пор прошло три дня. О вступлении советских войск в Бухарест знает весь мир. Только в Берлине всё ещё не соберутся с духом подтвердить это неприятнейшее для немцев событие. Давно известно, что гитлеровцы на вранье «собаку съели». Однако, на сей раз даже «авторитетные» берлинские брехуны оказались в тупике.

Потери противника и трофеи войск 2-го и 3-го Украинских фронтов за время наступательных боев с 20 по 31 августа

Войска 2-го Украинского фронта, под командованием генерала армии Малиновского, за время наступательных операций с 20 по 31 августа сего года нанесли противнику следующие потери в живой силе и технике:

Уничтожено: самолётов — 157, танков и самоходных орудий — 286, орудий разных калибров — 1.416, миномётов — 736, пулемётов — 2.454, бронемашин и транспортёров — 101, автомашин — 14.456, повозок с военными грузами — 3.252. Противник потерял только убитыми до 100.000 солдат и офицеров.

Захвачено: самолётов — 49, танков и самоходных орудий — 250, орудий разных калибров — 1.260, миномётов — 1.285, пулемётов — 8.951, винтовок и автоматов — 62.669, бронемашин и транспортёров — 112, автомашин — 12.103, повозок с военными грузами — 10.984, лошадей — 12.447, паровозов — 188, железнодорожных вагонов — 5.493, складов с боеприпасами, вооружением, снаряжением и продовольствием — 367.

Взято в плен — 108.400 солдат и офицеров противника, из них 33.800 — немцы. Таким образом, общие потери противника по главным видам боевой техники и живой силе за двенадцать дней наступательных боёв 2-го Украинского франта составляют: пленными и убитыми — 208.400 солдат и офицеров, самолётов — 206, танков и самоходных орудий — 536, орудий разных калибров — 2.676, миномётов — 2.021, пулемётов — 11.405, автомашин — 26.559.

Войска 3-го Украинского фронта, под командованием генерала армии Толбухина, в ходе наступления с 20 по 31 августа нанесли противнику следующие потери и живой силе и технике:

Уничтожено: самолётов -127, танков и самоходных орудий — 250, орудий разных калибров — 1.100, миномётов — 540, пулемётов — 2.300, автомашин — 10.192. Противник потерял только убитыми — 110.000 солдат и офицеров.

Захвачено: самолётов -18, танков и самоходных орудий — 170, орудий разных калибров — 1.800, миномётов — 700, пулемётов — 5.400, винтовок — 68.000, автомашин — 9.889, повозок с военными грузами — 9.201, лошадей — около 20.000, паровозов — 91, железнодорожных вагонов — около 1.000, мелких военных кораблей — 23, торговых судов — 29, буксирных пароходов — 4, катеров — 8, складов с боеприпасами, вооружением, снаряжением и продовольствием — 375.

Взято в плен — 100.200 солдат и офицеров противника, из них 63.300 — немцы.

Таким образом, общие потери противника по главным видам боевой техники и живой силе за двенадцать дней наступательных боёв 3-го Украинского фронта составляют: пленными и убитыми — 210.000 солдат и офицеров, самолётов — 145, танков и самоходных орудий — 420, орудий разных калибров — 2.900, миномётов — 1.240, пулемётов — 7.700, автомашин — 20.081.

В итоге двенадцатидневных наступательных боёв, проведённых в тесном взаимодействии войск 2-го и 3-го Украинских фронтов, разгромлены группировки немецких и румынских войск на юге, освобождена полностью Молдавская ССР и Измаильская область Украины и вышла из войны Румыния как союзник гитлеровской Германии. Потери противника по главным видам боевой технике и живой силе за это время составляют: убитыми — 210.000 солдат и офицеров, самолётов — 351, танков и самоходных орудий — 956, орудий разных калибров — 5.576, миномётов — 3.261, пулемётов — 19.105, автомашин — 46.640.

Войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов с 20 по 31 августа взято в плен — 208.600 солдат и офицеров противника, из них 97.100 — немцы. В числе взятых в плен — командир 7-го немецкого армейского корпуса генерал артиллерии Хелль, командир 30-го немецкого армейского корпуса генерал-лейтенант Постель, командир 79-й немецкой пехотной дивизии генерал-лейтенант Вайнкнехт, командир 9-й немецкой пехотной дивизии генерал-майор Гебб, командир 302-й немецкой пехотной дивизии генерал-майор фон Боген, командир 282-й немецкой пехотной дивизии генерал-майор Френкинг, командир 62-й немецкой пехотной дивизии генерал-майор Тронье, комендант города Яссы генерал-майор Штингель, командир 106-й немецкой пехотной дивизии полковник Рингенберг, командир 258-й немецкой пехотной дивизии полковник Гильчер Рудольф, командир 76-й немецкой пехотной дивизии полковник фон Биссинг, командир 1-й немецкой зенитной дивизии полковник Симон, командир 1-го румынского армейского корпуса корпусной генерал Раду Георге, начальник штаба 1-го румынского армейского корпуса бригадный генерал Димитреску, командир артиллерия 7-го румынского армейского корпуса бригадный генерал Козма Георге, начальник снабжения 5-го румынского армейского корпуса бригадный генерал Боруин Георге, командир 1-й румынской пехотной дивизии бригадный генерал Сайдак Александр, командир 14-й румынской пехотной дивизии бригадный генерал Воику, командир 13-й румынской пехотной дивизии дивизионный генерал Дмитриу, командир 1-й гвардейской румынской пехотной дивизии бригадный генерал Оприш Стефан, командир 110-й румынской пехотной дивизии дивизионный генерал Стенеску Троян, заместитель командира 110-й румынской пехотной дивизии бригадный генерал Спириа, командир 20-й румынской пехотной дивизии бригадный генерал Теодореску.

Среди убитых найдены трупы: командира 4-го немецкого армейского корпуса генерала пехоты Мит, командира 15-й немецкой пехотной дивизии генерал-майора Шперль, командира 294-й немецкой пехотной дивизии генерал-майора Эйхштедт, командира 384-й немецкой пехотной дивизии генерал-лейтенанта де Саленгре-Драббе, командира 306-й немецкой пехотной дивизии полковника Блюмке, командира 320-й немецкой пехотной дивизии полковника Шиль.

2 сентября 1944 года лейтенант Алимов во время разведки в тылу окруженной группировки противника у г. Онешти вступил во главе взвода в бой, посеял панику в расположении противника, уничтожил до роты пехоты, взял в плен 25 солдат и офицеров. И, не имея потерь, возвратился в свою часть.

В 1940 году Зариф Закирович Алимов призван в ряды Красной армии. С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. В 1942 году окончил курсы младших лейтенантов. В одном из боёв лейтенант Зариф Алимов был тяжело ранен. Лейтенант Алимов особо отличился в боях на территории Румынии. 30 августа 1944 года ночью в горно-лесистой местности сумел доставить частям бригады важный приказ командира соединения, а 2—3 сентября взвод под его командованием в районе города Онешти вёл бои с превосходящими силами противника и нанёс врагу значительный урон.

Погиб 31 января 1945 года.

2 января 1944 года в бою на Житомирщине ефрейтор Григорий Николаевич Раевский бросился со связкой гранат под гусеницы немецкого танка. Был удостоен звания Героя Советского Союза – но за другой подвиг, за переправу через Днепр. Имя Героя увековечено на родине – на Мемориале Славы в Барнауле

2 сентября 1944 года — Румыны не очень хотели отдавать Антонеску

2 сентября в донесении на имя Сталина командование 2-го Украинского фронта — комфортном Родиона Малиновского и члена военсовета Ивана Сусайкова было подробно рассказано о передачи в руки Красной Армии фашисткого преступника так называемого кондукатора Румынии Йона Антонеску. Отметим отдельно, румыны посопротивлялись передачи его нам:

Докладываю: 31 августа 1944 г. в Бухарест прибыли генерал-лейтенанты Сусайков и Тевченков, которым было поручено военным советом фронта выяснить, где находится маршал Антонеску, и в случае обнаружения взять его под нашу охрану.

По указанию члена военного совета фронта генерал-лейтенанта Сусайкова начальник политуправления фронта генерал-лейтенант Тевченков отправился к румынскому коменданту города к корпусному генералу Тудореску, и через него для переговоров были вызваны министр внутренних дел Петреску, примарь города генерал Домбровский.

После некоторой проволочки и замешательства они заявили, что Антонеску арестован, место нахождения его им неизвестно, но есть одно лицо, которое это знает.

После вторичного категорического предупреждения генерал-лейтенанта Тевченкова о том, что советское военное командование хочет знать и видеть, где и как содержится маршал Антонеску, комендант города корпусный генерал Тудореску позвонил об этом правительству. Через некоторое время прибыл человек в штатском, представившийся членом ЦК Румынской компартии Боднарашем Емельяном, [который] хорошо владел русским языком. На вопрос, где маршал Антонеску, он ответил, что последний находится под охраной коммунистов на конспиративной квартире.

Тогда генерал-лейтенант Тевченков вместе с Боднарашем, румынским генералом Домбровским, советским комендантом города генерал-майором Бурениным и группой советских офицеров и бойцов в качестве охраны в количестве 40 человек направились туда, где находился арестованный Антонеску.

В небольшом двухэтажном домике на окраине Бухареста в верхнем этаже содержался маршал Антонеску, а в нижнем этаже находились Михай Антонеску, корпусный генерал Василиу, корпусный генерал Пантази и полковник Элефтреску.

Внутренняя охрана арестованных состояла из 10 человек гражданских лиц, вооруженных револьверами. Наружной охраны не было.

Генерал-лейтенант Тевченков объявил Боднарашу, что в связи с плохой охраной советское командование берет на себя охрану арестованных и увозит их в расположение своих войск. На это Боднараш ответил, что было бы лучше арестованных оставить здесь и усилить охрану советскими солдатами.

После отклонения этого предложения Боднараш попросил, чтобы взять с собой и их охрану. Эта просьба была удовлетворена, и три человека румынских коммунистов сопровождали арестованных к новому месту. Боднараш также сказал, что правительство не хочет; чтобы Антонеску оказался в Москве.

31 августа в 17 часов группа арестованных была вывезена на командный пункт 53-й армии, где пробыла под нашей охраной ночь, а утром 1 сентября была доставлена на командный пункт фронта.

Р. Малиновский
И. Сусайков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER