1 сентября 1944 года
1 сентября 1944, Итоги дня на фронте
Словакия. Словацкий национальный совет, находившийся в городе Банска-Бистрица, обнародовал декларацию о взятии в свои руки законодательной и исполнительной власти на всей территории Словакии. На освобожденной повстанцами территории было провозглашено восстановление Чехословацкой республики и объявлена мобилизация в армию мужчин в возрасте от 18 до 40 лет.
2-й Украинский фронт. Бухарестско-Арадская операция. Войска фронта продолжали преследование отступающего противника. На правом фланге и в центре силами 40-й и 7-й Гвардейской армий при поддержке конно-танковой группы вели бои в Карпатах. В районе Хуши, Аджоуд Ноу, Палтината и в других районах шло уничтожение разрозненных групп немецких войск, скрывавшихся в лесах и кукурузных полях. Захвачено 2,5 тысяч пленных из различных частей разбитых 6-й и 8-й немецких армий.
3-й Украинский фронт. Войска фронта силами 46-й и 57-й армий продолжали наступление в южном направлении. Отбрасывая мелкие группы противника части 46-й армии продвинулись до 35 км, заняли 175 населенных пунктов, в том числе Джурджу.
В Северной Добрудже части 57-й армии вышли на болгаро-румынскую границу на участке Остров, Мангалия.
На севере. 5 самолётов авиации СФ в разное время летали на разведку в Варан-герфьорд и вдоль побережья Норвегии, фотографировали порт и город Вадсе, 19 производили вылеты на перехват самолётов-корректировщиков противника. 8 самолётов авиации врага вели разведку линии фронта, п-овов Рыбачий и Средний, корректировали артиллерийский огонь своих батарей по аэродрому Пумманки1. 5 тка произвели постановку 8 мин в р-не мыс Кибергнес — Варде. Из боевого похода из р-на мыса Нордкин возвратилась пл С-1
Тщ производили траление фарватеров в Кильдинской салме, пролива Карские Ворота от о. Моржовец вдоль восточного берега к мысу Канин Нос.
С о. Диксон прибыл в Архангельск конвой ДБ-5 (2 тр, 1 тн, 3 тщ, 1 скр), а из Кольского залива в Архангельск вышел конвой КБ-25 (2 тр, 6 больших охот-ников).
Межбазовые переходы совершали 2 корабля.
На западе. 16 самолётов авиации БФ вели разведку кораблей противника в Балтийском море, Рижском и Финском заливах, 12 летали на поиск и атаку кораблей в Балтийском море. Авиация неприятеля вела разведку восточной части Финского залива.
2 МО и 1 ска вели поиск пл врага в восточной части Финского залива. Тщ производили траление фарватеров в юго-восточной части Нарвского залива.
Наша артиллерия вела огонь по батарее противника на побережье Нарвского залива.
На юге. 3 самолёта авиации ЧФ вели разведку плавсредств противника на коммуникациях Варна — Босфор.
Пл Щ-209 (капитан-лейтенант Суходольский Н.В.) вышла в боевой поход в р-н к северу от мыса Бургас. Вражеская пл атаковала 2-торпедным залпом и повредила тр «Ойтуз» (2400 т) в порту Констанца.
Тщ производили траление фарватеров в р-не Одессы, в Керченском проливе.
Межбазовые переходы совершали 7 кораблей и катеров.
Сводки Советского Информбюро за 1 сентября 1944 года Великой Отечественной войны
В течение 1 сентября западнее и южнее города Плоешти наши войска с боями продвигались вперёд и заняли более 60 населённых пунктов, в числе которых крупные населённые пункты Катина, Неделя, Дэрмэнешти, Бекенешти, Бужорянка, Жойца, Тынтова и железнодорожные станции Прахова, Кривина.
Южнее и восточнее города Бухарест наши войска, выдвигаясь к реке Дунай, заняли города Джурджу, Кэлэраши и более 100 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Сэрулешти, Дор-Мэрунт, Драгош-Водэ, Раду-Негру и железнодорожные станции Сэрулешти, Прясна, Лехлиу, Сигиряну, Дэлга, Чимпаци, Ивэнешти, Чюлница, Сечеляну, Жигэлия, Бэрэгану, Фетешти.
Юго-западнее города Констанца наши войска, продвигаясь вперёд, заняли несколько населённых пунктов.
На других участках фронта — поиски разведчиков.
За 31 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 30 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 18 самолётов противника.
Северо-восточнее и восточнее Праги (предместье Варшавы на правом берегу реки Висла) подразделения Н-ской части в результате внезапной атаки выбили немцев с высоты, господствующей над местностью. Противник предпринял попытку вернуть утраченные позиции. Контратака гитлеровцев отбита. Уничтожены две роты немецкой пехоты. Захвачены трофеи и пленные.
Западнее и южнее города Плоешти наши войска с боями продвигались вперёд. Противник стремится задержать советские части с тем, чтобы выиграть время, перегруппировать остатки своих разгромленных войск и подтянуть резервы. Наши танкисты и пехотинцы выбили немцев из ряда населённых пунктов. Части Н-ского единения уничтожили до батальона гитлеровцев. Захвачены большие трофеи. На другом участке советские части в результате стремительного маневра окружили группу противника и ликвидировали её. На поле боя остались сотни убитых немцев. Взято в плен около двух тысяч солдат и офицеров противника. Захвачено 3 танка, 5 самоходных орудий и другие трофеи.
Юго-западнее города Констанца наши войска продолжали продвигаться вперёд. Части Н-ского соединения прочёсывали рощи, камыши, балки и вылавливали скрывающихся в них немецких солдат и офицеров. Захвалено несколько обозов с различными военными грузами. На отдельных участках разрозненные группы противника пытались оказать сопротивление. Наши части полностью истребили немецкие отряды, отказавшиеся сложить оружие.
Западнее города Шауляй (Шавли) происходили поиски разведчиков. На одном участке немцы под прикрытием артиллерийского и миномётного огня атаковали наши позиции. После непродолжительного боя советские бойцы отбросили противника на исходный рубеж. Уничтожено 120 вражеских солдат и офицеров. На другом участке разведывательная группа Н-ской части произвела налёт на позиции противника и захватила 5 пулемётов, 3 миномёта и несколько пленных.
Лётчики Краснознамённого Балтийского флота потопили в Чудском озере самоходную десантную баржу противника.
Наши войска захватили приказ штаба 10-го немецкого армейского корпуса от 6 августа. Этот корпус входит в состав немецких войск, изолированных в Прибалтике. В своём приказе немецкий штаб отмечает, что «главной причиной отступления, навязанного нам противником, является отказ пехоты вести бой. В немецкой пехоте… отмечены факты разложения, которые должны быть искоренены, если только вся группа армий не хочет стать жертвой неминуемой катастрофы».
В пункте первом приказа говорится: «Количество солдат, отбившихся от своих частей, потрясающе велико. Я убедительно прошу в кратчайший срок разъяснить каждому солдату до единого, что отбившийся от части солдат рискует своей жизнью. Все офицеры, чиновники и заградительные отряды обязаны задерживать отбившихся от своих частей и предавать их военному суду по обвинению в трусости, которая карается смертной казнью. С такой же строгостью наказывать и за утерю оружия». Однако даже такие крутые меры показались немецкому штабу мягкими и крайне недостаточными. Во втором пункте того же приказа сообщается: «Каждый солдат, обнаруженный в тылу, позади командного пункта дивизии, будет расстрелян на месте особой командой».
Этот приказ штаба 10-го немецкого корпуса говорит об очень многом. С каждым днём растёт в немецкой армии число дезертиров. Немецкие солдаты стремятся под любым предлогом уклониться от боя, отстать от своей части и отсидеться в тылу. Гитлеровское командование драконовскими мерами пытается приостановить процесс разложения своих войск и заставить солдат продолжать уже проигранную Германией войну. Но это заведомо напрасный труд. Какие бы меры ни принимали гитлеровцы, от катастрофы им не отвертеться. Не выручили их «тигры», «пантеры» и «Фердинанды». А массовые расстрелы своих же солдат, офицеров и генералов и подавно не помогут.
1 сентября 1944 года — Не допускать СССР к системе контроля над ядерным оружием
Директор Отдела по научным исследованиям и развитию Ванневар Буш, председатель Национального комитета по оборонным исследованиям Джеймс Конант, — члены Военно-политического комитета США, курирующего от Правительства Манхэттенский проект — в меморандуме на имя министра обороны Генри Стимсона предложили включить СССР в систему контроля над ядерным оружием, который осуществлялся бы неким международным органом «во избежание нежелательного осложнения отношений». Предложение не принято.
События, связанные с развитием ядерного оружия в 1940-х годах, отражают сложные геополитические отношения, которые формировались в конце Второй мировой войны и определяли начало Холодной войны. Один из таких эпизодов произошел 1 сентября 1944 года, когда ключевые фигуры, ответственные за научные исследования и развитие в США, предложили включить Советский Союз в систему контроля над ядерным оружием.
В 1944 году Манхэттенский проект, тайная программа по разработке ядерного оружия, достигала своего пика. В рамках проекта США стремились создать первую в мире атомную бомбу. В то время Советский Союз, будучи союзником США в борьбе против нацистской Германии, не имел доступа к этой информации. Однако союзнические отношения не означали полного доверия, особенно в вопросах, связанных с новыми технологиями и военными разработками.
Ванневар Буш, директор Отдела по научным исследованиям и развитию, и Джеймс Конант, председатель Национального комитета по оборонным исследованиям, были одними из главных архитекторов научной политики США в годы войны. Оба они были членами Военно-политического комитета, курирующего Манхэттенский проект, и понимали значимость атомной энергии и ее потенциального использования в военных целях.
1 сентября 1944 года Ванневар Буш и Джеймс Конант подготовили меморандум на имя министра обороны Генри Стимсона. В этом документе они предложили включить СССР в систему контроля над ядерным оружием. Их предложение основывалось на понимании того, что ядерное оружие изменит глобальный баланс сил и что отсутствие прозрачности в этом вопросе может привести к напряженности и возможным конфликтам.
Они предложили создание международного органа, который осуществлял бы контроль над ядерным оружием, и включение Советского Союза в эту систему. Основной аргумент заключался в том, что это могло бы предотвратить нежелательное осложнение отношений между союзниками, которое могло бы перерасти в конфронтацию.
Несмотря на рациональность и дальновидность предложения Буша и Конанта, оно не было принято. В то время руководство США, включая президента Франклина Рузвельта и ключевых военных советников, не было готово делиться своими наработками в области ядерного оружия с Советским Союзом. Недоверие к СССР, несмотря на союзнические отношения, и опасения по поводу возможного использования этих технологий в будущем конфронтационном ключе, перевесили аргументы в пользу сотрудничества.
Отказ от включения СССР в систему контроля над ядерным оружием стал одним из факторов, способствовавших началу Холодной войны. Ядерное оружие стало не только символом силы, но и источником глобального напряжения, поскольку обе супердержавы начали гонку вооружений, стремясь доминировать в этом новом и опасном виде вооружений.
Отказ от предложения Буша и Конанта имел далеко идущие последствия. В 1949 году Советский Союз успешно испытал свою первую атомную бомбу, что ознаменовало начало ядерного паритета между двумя сверхдержавами. В последующие десятилетия США и СССР активно наращивали свои ядерные арсеналы, что привело к многолетнему противостоянию, известному как Холодная война.
Попытки создать международную систему контроля над ядерным оружием были предприняты позже, например, в рамках ООН и Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1968 году. Однако на тот момент недоверие между СССР и США было слишком велико, чтобы такая система могла быть реализована в 1944 году.