12 августа 1944 года
Осовецкая операция. Войска 2-го Белорусского фронта продолжали развивать наступление в направлениях Осовец, Ломжа и продвинулись вперед на 5—15 км.
1-й Белорусский фронт. Войска 1-го Белорусского на правом крыле, развивая наступление в направлениях Острув-Мазовецки, Вышкув, с боями продвинулись вперед на 5—18 км. 8-я гвардейская армия на плацдарме на западном берегу Вислы отбивала ожесточенные атаки противника. После упорных боев части армии оставили населённые пункты Бронтин (6 км юго-восточнее Варка), Маленчин, Грабина, Ходков, но контратакой вновь вернули Грабина.
Львовско-Сандомирская операция. Войска 1-го Украинского на плацдарме на левом берегу Вислы отражали атаки пехоты и танков противника и частью сил вели бои за восстановление положения в районе Шидлув.
На севере. Авиация СФ выполнила всего 11 самолёто-вылетов на разведку и поиск кораблей врага, в процессе которого атаковала пл врага у о. Вардропер. На её поиск выходило также 3 тщ.
Группа из 4 тка искала корабли противника в Варангерфьорде, 1 тщ тралил мины у о. Диксон. Внутренние плавания выполнили 19 кораблей, судов и катеров.
У о. Белый вражеская пл торпедами потопила тщ Т-118 и повредила тн «Марина Раскова». Дозор несли 2 скр, 6 тщ и 2 ска.
На западе. Авиация флота в 25 самолёто-вылетах вела разведку в Рижском и Финском заливах, крейсировала в Балтийском море и искала пл противника. Огонь по врагу вели 2 береговые батареи.
Пл М-90 и М-96 в сопровождении 9 катеров прибыли на Лавенсари. Продолжалось боевое траление в Финском заливе.
Внутренние плавания выполнили 11 кораблей, судов и катеров.
На юге. Авиация ЧФ в 23 самолёто-вылетах вела разведку коммуникаций противника у берегов Румынии и поиск его пл, замеченных у Сухуми и Анакрии, в чём им содействовали 9 морских охотников и 1 ска.
3 бка искали суда неприятеля у Жебриян. Врага обстреливала 1 береговая батарея. Продолжалось траление мин на театре. Внутренние плавания выполнили 18 кораблей, судов и катеров.
Сводки Советского Информбюро за 12 августа 1944 года Великой Отечественной войны
Западнее и юго-западнее города Псков наши войска, продолжая наступление, с боями заняли более 60 населённых пунктов, в числе которых Моложва, Лядина, Сатсери, Лепассаре, Табина, Вастселийна, Сайка, Ресту, Вилла, Плани, Лемматси и железнодорожная станция Лепассаре.
Западнее города Крустпилс (на Западной Двине) наши войска с боями заняли более 50 населённых пунктов и среди них Рикшани, Ризгас, Муриеки, Гайлыши, Межмали, Бракнэс, Вимрас, Даудзесе и железнодорожные станции Серпилс, Стобурогс, Сеце.
Западнее и юго-западнее города Иелгава (Митава) наши войска овладели городом и железнодорожной станцией Ауце, а также с боями заняли более 150 других населённых пунктов, в том числе Эглитэс, Яунпилс, Зебрас, Илес, Билекяй, Сугинчай и железнодорожные станции Берзупе, Биксты.
Северо-западнее и западнее города Белосток наши войска, развивая наступление, с боями заняли более 100 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Клевянка, Милево, Тжацанне, Новая Весь, Шафранки, Лазы, Крытулы, Вноры-Старе, Соколы, Фащи, Врубли и железнодорожные станции Моньки, Вноры.
Севернее и северо-западнее города Седлец наши войска с боями продвигались вперёд и заняли более 250 населённых пунктов, в числе которых крупные населённые пункты Матьковента, Домбровка, Костельная, Пентки, Тымянки, Нур, Олехны, Кутаски, Липки, Сточек, Домброва, Мышадла, Косенжики, Вулька Домбровицка и железнодорожная станция Шепетово.
Западнее города Сандомир на плацдарме на левом берегу реки Висла наши войска успешно отбивали контратаки крупных сил пехоты и танков противника.
На других участках фронта — без существенных изменений.
За 11 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 71 немецкий танк. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 46 самолётов противника.
Западнее города Псков части Н-ского соединения после упорных боёв переправились через реку Пиуза (Пимжа) и овладели железнодорожной станцией Лепассаре. Разбито два батальона вражеской пехоты. Юго-западнее города Псков противник ввёл в бой свежие резервы и оказывал сильное сопротивление. Отбросив немцев, наши войска заняли ряд населённых пунктов, в том числе селение Сайка, расположенное в 15 километрах юго-восточного города Выру. Взято в плен 260 вражеских солдат и офицеров. Захвачено 6 танков и самоходных орудий, 99 орудий, 9 радиостанций, 8 складов с боеприпасами и военным имуществом.
Западнее города Крустпилс наши войска, развивая наступление, на широком фронте вышли на железную дорогу Крустпилс — Иелгава. Противник укрепился у железнодорожного полотна и пытался задержать продвижение советских частей. Гитлеровцы несколько раз бросались в контратаки, но успеха не добились. В упорном бою наши части сломили вражеское сопротивление и заняли три железнодорожные станции. Советские бойцы, стремительно продвинувшись вперёд, прижали к реке Западная Двина группу противника. После непродолжительной схватки группа немцев была разгромлена. Многие гитлеровцы утонули в реке. Захвачено 30 пулемётов, 14 миномётов, много винтовок и автоматов.
Западнее и юго-западнее города Иелгава наши войска продолжали наступление. Части Н-ского соединения внезапным ударом выбили противника из города и железнодорожной станции Ауце. Вскоре немцы перешли в контратаку. После ожесточённого боя наши части отбросили врата и, продвигаясь вперёд, заняли выгодные позиции. Противник понёс большие потери. Только на одном участке подсчитано 340 вражеских трупов, 13 сгоревших немецких танков, 3 самоходных орудия и 5 бронетранспортёров. На другом участке наши бойцы разгромили вражескую колонну и захватили 13 орудий, 4 шестиствольных миномёта, 9 автомашин и другие трофеи. Взяты пленные.
Северо-западнее и западнее города Белосток наши войска вели наступательные бои. Прорвав основной оборонительный рубеж немцев на реке Бжозувка, советские части дезорганизовали вражескую оборону на этом участке. Наши подвижные стрелковые подразделения, поддержанные танками и самоходными орудиями, заняли ряд опорных пунктов противника. Преследуя немцев по пятам, советская пехота с хода сбила противника с двух промежуточных оборонительных рубежей. Стремясь восстановить положение, немцы предприняли несколько контратак, но были отброшены с большими для них потерями. Уничтожено 900 гитлеровцев, 15 танков и самоходных орудий, 13 полевых орудий и 39 пулемётов.
Западнее города Сандомир противник подтянул две танковые дивизии и утром контратаковал наши части. Вражеские атаки, в которых принимали участие крупные силы танков и пехоты, следовала одна за другой. Завязались ожесточённые бои. Захваченные в плен немецкие солдаты и офицеры показали, что немецкое командование поставило перед своими войсками задачу — разрезать советский плацдарм на западном берегу Вислы на две части и захватить переправы. Противник понёс большие потери, но успеха не добился. Потеряв убитыми более 2.000 солдат и офицеров и 52 танка, немцы к исходу дня прекратили атаки.
Советские лётчики в воздушных боях сбили 12 немецких самолётов. Кроме того, огнём зенитной артиллерии уничтожено 4 самолёта противника.
С величайшей радостью и ликованием встречают жители освобождённых польских городов и сёл советские войска, вступившие на территорию Польши. Представители самых различных слоев польского населения горячо благодарят Красную Армию, освободившую их из немецко-фашистского рабства.
Житель села Мазанув, Люблинского воеводства, крестьянин Балек сказал: «Пять лет мы изнывали под немецким игом. Немцы душили крестьян налогами и поборами. Гитлеровцы угнали многих жителей нашего села в концлагерь в Люблин. Красная Армия принесла нам избавление от фашистских зверей. Польский народ вечно будет ей благодарен».
Житель деревни Кацаки Вацлав Жендзинский заявил на митинге: «Пять лет немцы топтали нашу землю и измывались над нами. Это было самое тяжёлое и мрачное время в нашей жизни. Немцы называли поляков недочеловеками, рабочим скотом. Гитлеровцы угнали многих моих односельчан на каторгу в Германию и уже собирались угнать остальных жителей. Однако Красная Армия вовремя спасла нас от фашистской неволи. Мы от всей души благодарим воинов Красной Армии».
Житель деревни Вежба каменщик Матерчук выразил настроение своих односельчан следующими словами: «Сегодня на нашей улице великий праздник. Посмотрите — у всех жителей возбуждённые и радостные лица. Мы празднуем день освобождения от немецких оккупантов. У меня есть сын, которому 20 лет. Он хочет стать воином и бороться за освобождение нашей родины. Он хочет вступить в ряды Польской армии и вместе с Красной Армией бить немецких варваров. Я буду чрезвычайно рад, если ему окажут эту честь».
Обращаясь к нашим бойцам, 65-летний старик поляк Стенчук заявил: «Я много пережил за свою долгую жизнь, но таких извергов и варваров, как гитлеровцы, я ещё никогда не видел. Они жгли наши сёла, убивали ни в чём неповинных людей, живьём закапывали в землю пленных, а также женщин и детей. Мы рады вашему приходу. Мы приветствуем Красную Армию, освободительницу польского народа от гитлеровской тирании, и сердечно благодарим вас».
Польское население по своей инициативе оказывает нашим частям большую помощь в ремонте дорог, в постройке плотов и паромов. В одном селе 70 мастеров предложили командиру Н-ской части свои услуги и помогли навести переправу через реку Висла. Рабочие местного завода доставили на строительство переправы два троса длиной в 480 метров каждый, смолу, гвозди и т. д. Другая группа рабочих построила 20 лодок.
12 августа 1944 года — Состоялся боевой дебют немецких тяжелых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf
B (они более известны как «Королевский Тигр«) на советско-германском фронте. Германское командование с помощью новейших танков хотело помешать созданию советскими войсками Сандомирского плацдарма на левом берегу реки Висла. Немецкому 501-му тяжелому танковому батальону противостоял 6-й гвардейский танковый корпус 3-й гвардейской танковой армии. Непосредственно с немецкими танками сражались 53-я гвардейская танковая бригада (командир – полковник В. С. Архипов), вооруженная танками Т-34 и Т-34-85, и 71-й гвардейский тяжёлый танковый полк прорыва (командир – гвардии подполковник А. Е. Шапарь), вооруженный тяжелыми танками ИС-2.
В результате боёв 12-13 августа 1944 года немецкий 501-й тяжелый танковый батальон безвозвратно потерял 12 танков. 3 из них угодили в засаду, которую устроил 3-й танковый батальон 53-й гвардейской танковой бригады. Еще 3 танка (из них 2 технически исправные) захватили целыми танкисты 2-го танкового батальона 53-й гвардейской танковой бригады под командованием майора А. Г. Коробова. Их отправили на изучение в Кубинку, один из них ныне стоит в парке «Патриот». Еще 6 танков записали на свой счет тяжелые танки ИС-2, из них 3 уничтожил экипаж гвардии старшего лейтенанта В. А. Удалова.
12 августа 1944 года — Главное не попасть к большевикам
Из справки роты пропаганды танковой дивизии вермахта «Викинг» о прослушанных разговорах эвакуированных из Варшавы:
12 августа 1944 г.
Жители Варшавы сначала не знали, то ли началось восстание, то ли пришли русские. Как только начался бой, они попрятались по подвалам. Когда стало ясно, что это — восстание и что оно ведется недостаточными средствами, возник страх перед местью немцев, так как они с большим ожесточением отбивались от восставших. Так как помощи от Советов не было, они рассчитывали на поражение восстания за несколько дней. Ожидалось, что руководитель и активисты, рассматривавшиеся как виновные, будут привлечены к ответственности и что не участвовавшее население не понесет наказания. После того как они убедились, что немцы безжалостно уничтожают жизнь и имущество жителей и сравнивают Варшаву с землей без различия
виновных и невиновных, настроение стало полностью подавленным. Теперь они встали на сторону восставших и отдают им должное в том, что они поднялись на борьбу против безжалостного смертельного врага своего народа.
Но все же они надеются, что смогут по-хорошему объединиться с немцами. Хотя большевики с давних пор были их врагами и теперь приходится с ними снова считаться, они видят в них, несмотря ни на что, свою единственную надежду и помощь. Они могли убедиться, что от немцев нельзя ждать пощады.
О своей дальнейшей судьбе они думают, что часть молодых людей будет убита, а остальных отправят на работы в Германию. Хотя они не ждут ничего хорошего, надеются, что встретят в Германии своих земляков, им будет известно о судьбе Варшавы.
Докладчик из роты пропаганды считает, что эвакуированные, несмотря на все душевные потрясения, внутренне не сломлены и надеются, что скоро придет конец их страданиям.
Одна варшавская студентка сказала:
«Мы подняли восстание, оно было подавлено немцами. Мы должны понести за это тяжкое наказание. От немцев нельзя ждать пощады. Для нас не остается ничего другого, как броситься в руки к большевику. Он не может принести нам культуры, мы не можем жить вместе с ним. Мы можем учиться только у Запада, особенно у немцев. А теперь речь идет только о жизни — единственном, что гарантируют большевики. Главное, чтобы мы остались живы, тогда у нас будут все шансы для нового подъема».
Дополнение:
Генерал Штахель (военный комендант Варшавы) указал на то, что среди эвакуированных из Варшавы гражданских лиц необходимо сразу же вести контрпропаганду, которая бы открыла людям глаза на то, что не немцы принесли несчастье в Варшаву, а сами повстанцы. Во время акций против повстанцев нельзя делать различие между гражданским населением и повстанцами, так как виновные часто смешиваются с мирным населением.
12 августа 1944 года — АК в Варшаве просят Британию и США помочь ради польского вклада «в дело англосаксонских народов»
12 августа председатель Крайовой рады Ян Янковский отправил шифротелеграмму почему-то в Лондон и обращаясь только и исключительно к британскому премьеру Уинстону Черчиллю и президенту США Франклину Рузвельту с мольбой о помощи. Даже на 12 день восстания обращаться напрямую к Москве повстанцы в Варшаве не хотят. Только обвинять русских в намеренном отступлении. Даже обрекая жителей Варшавы на бессмысленную гибель, АКовские комботанты они грезят «своим вкладом в общее дело вооруженной борьбы англосаксонских народов» и идеями Атлантической хартии:
Президент Рузвельт и премьер-министр Черчилль
12-й день мы ведем борьбу с оккупантом за освобождение Варшавы. Это неравная борьба: артиллерии, танкам, самолетам, выжиганию целых улиц и невиданному террору над гражданским населением мы можем противопоставить решительность солдат Армии Крайовой и самоотверженное участие в борьбе всего населения столицы. Наше положение серьезным образом ухудшилось 9 дней назад после отвода советских войск из-под Варшавы.
В этой кровавой борьбе одной силы духа без оружия не хватит. Исходя из принципа, что право и справедливость должны одержать победу над насилием и беззаконием, принципов Атлантической хартии и четырех свобод человека, осознавая, что мы полностью выполнили свой долг по защите независимости Родины, понимания своего вклада в общее дело вооруженной борьбы англосаксонских народов, мы имеем полное право обратиться с призывом к господину президенту и господину премьер-министру предоставить истекающей кровью Варшаве немедленную помощь.
Эти слова исходят от всех жителей столицы, верящих, что от Вас, лидеров великих народов Соединенных Штатов Америки и Великобритании, придет спасение.
Делегат Правительства и председатель Крайовой Рады Народовой