6 августа 1987 года учебно-тренировочный самолёт Су-25УТ (Т8У-1), позднее известный как Су-28, совершил свой первый полет. Летчиком-испытателем был Анатолий Александрович Иванов, заслуженный летчик-испытатель СССР, работающий в ОКБ Сухого.
История разработки
Идея создания упрощенного учебно-тренировочного варианта Су-25УТ началась в 1981 году с подачи маршала авиации А.Н. Ефимова. Ефимов предложил заменить учебно-тренировочные самолеты чешского производства L-39 на упрощенную и облегчённую версию Су-25. Работы по этому проекту велись в ОКБ Сухого, и первый прототип был завершен только в 1987 году.
Конструкция и модификации
Для создания учебно-тренировочного самолета Су-25УТ инженеры ОКБ Сухого модифицировали прототип Т8-УБ1. Они сняли с него большую часть целевого оборудования, броню и вооружение, чтобы уменьшить массу самолета примерно на 2 тонны. В носовой части был установлен балласт для сохранения центровки. Единственная внешняя подвеска состояла из четырех подвесных топливных баков ПТБ-800, что также способствовало снижению массы.
Первый полет и испытания
Первый полет самолета состоялся 6 августа 1987 года. Полет прошел успешно, и пилот Анатолий Иванов подтвердил работоспособность и надежность новых модификаций. Тем не менее, несмотря на успешные испытания, самолет не пошел в серийное производство.
Текущая судьба самолета
Единственный экземпляр Су-25УТ, созданный в рамках этого проекта, сегодня восстанавливается до летного состояния в одном из аэроклубов. Реставрация самолета проводится с целью сохранить его историческое значение и обеспечить возможность его использования для учебно-тренировочных полетов.
Заключение
История Су-25УТ отражает стремление советской авиации к разработке более эффективных и универсальных учебно-тренировочных самолетов. Несмотря на то, что самолет не был принят в серийное производство, его разработка и испытания показали высокие стандарты советской инженерии и способность адаптировать военные самолеты для учебных целей.