Артём Иванович Микоян: Величие Советской Авиации
Анушаван Оване́сович Микоян (Артём Ива́нович Микоя́н), выдающийся советский авиаконструктор армянского происхождения, родился 23 июля (5 августа) 1905 года в горном селении Санаин, Борчалинского уезда Тифлисской губернии. Он стал одной из ключевых фигур в истории советской авиации, добившись признания и значительных успехов в своей области.
Ранние годы и образование
Микоян родился в бедной крестьянской семье. Его отец, Ованес Нерсесович, работал на медеплавильном заводе, а мать, Тамара Отаровна, занималась домашним хозяйством. Помимо Артёма, в семье было еще четверо детей — двое сыновей (Ерванд и Анастас) и две дочери (Воскеат и Астхик).
Начальное образование Артём получил в сельской школе, но после смерти отца в 1918 году, он переехал к двоюродной сестре Вергинии Туманян в Тифлис, где продолжил обучение в армянской школе. В 1923 году он переехал к своему старшему брату Анастасу в Ростов-на-Дону, где работал токарем и одновременно посещал занятия в школе ФЗУ.
Начало карьеры и партийная деятельность
В 1924 году Микоян стал кандидатом в члены РКП(б), а в 1925 году — полноправным членом партии. В 1928 году его призвали в армию, где он служил в пехоте и продолжил обучение в Иваново-Вознесенской военной школе. После службы Микоян работал секретарём парткома на московском заводе «Компрессор» и поступил в ВВА имени Н. Е. Жуковского, где его преподавателями были ведущие специалисты в области аэродинамики.
Прорыв в авиационной карьере
В 1935 году Микоян был направлен на производственную практику в Харьков, где построил свой первый самолёт — лёгкий «Октябрёнок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. В 1937 году он защитил дипломный проект, получив звание военного инженера-механика ВВС РККА.
Работа в КБ Поликарпова и создание ОКБ Микояна
После окончания академии Микоян был назначен военным представителем на Государственный авиазавод № 1 (ГАЗ № 1). В 1939 году он начал работать в КБ Н. Н. Поликарпова, где зарекомендовал себя как первоклассный специалист. Вскоре ему поручили контроль над разработкой истребителя И-153 и проектом нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1).
В декабре 1939 года Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ № 1. Этот день считается днём основания ОКБ имени Микояна, которое стало одной из ведущих организаций в советской авиации.
Вклад в военную авиацию и признание
Во время Великой Отечественной войны, под руководством Микояна, были созданы истребители МиГ-1 и МиГ-3, сыгравшие значительную роль в боевых действиях. За свои заслуги он был награждён орденом Красной Звезды.
Микоян был членом ВКП(б) с 1925 года, депутатом ВС СССР 3—8 созывов, генерал-полковником инженерно-технической службы и академиком АН СССР с 1968 года.
Заключительные годы и наследие
Артём Ива́нович Микоя́н скончался 9 декабря 1970 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его вклад в развитие советской авиации оставил неизгладимый след в истории, а его имя стало синонимом передовых технологий и инженерного мастерства.
Сегодня наследие Микояна продолжает жить в многочисленных достижениях и успехах советской и российской авиации, а его имя остаётся символом инноваций и выдающихся инженерных решений.