4 августа 1976 года — Катастрофа самолёта ТУ-95РЦ

4 августа 1976 года произошла трагедия с участием двух советских самолётов Ту-95РЦ, которые вылетели с кубинского аэродрома имени Хосе Марти и направлялись в Оленью. На борту каждого самолета было по двенадцать членов экипажа. Один из самолетов командовал майор А. Красносельских. Полет начался как обычный перелет по маршруту Гавана-Оленья, но спустя 6 часов и 20 минут после взлета один из самолетов столкнулся с серьезной проблемой.

Ход событий и расследование

Во время изменения высоты полета с 8700 до 9000 метров самолет попал в критическую ситуацию, что привело к сваливанию самолета. Экипаж пытался вернуть самолет в горизонтальный полет, но усилия не увенчались успехом. Самолет оказался неуправляемым, а перегрузки не позволили экипажу воспользоваться средствами спасения.

Ведомый самолет по команде с командного пункта ВВС Северного флота снизился до 300 метров. Прибывшие к месту падения корабли и суда обнаружили лишь отдельные фрагменты самолета и документы. Официальная причина катастрофы не была установлена сразу, но наиболее вероятной версией стало сваливание самолета и его последующее неуправляемое падение по траектории плоского штопора. Это могло произойти из-за непреднамеренного попадания в вихревой след (спутную струю) пролетавших перед этим самолетов, следовавших по международным трассам на высотах 9000 — 11 000 метров.

Доказательства и выводы

24 ноября 1976 года 13-й Государственный НИИ ЭРАТ завершил дешифровку ленты МСРП-12. Результаты обработки информации указывали на появление внешних возмущающих сил и на попытки экипажа парировать их. При достижении вертикальной перегрузки 1.7 — 1.8g произошло сваливание.

Альтернативная версия

Существует альтернативная версия среди летчиков 392 ОДРАП (Кипелово), согласно которой самолет был сбит американским истребителем F-15. Этот истребитель примерно в то же время поступил на вооружение армии США. Согласно этой версии, сбитие было демонстрацией силы и возможностей новейших образцов вооружения США.

Анализ

  1. Вихревой след (спутная струя):
    • Самолеты, следующие по международным трассам на высотах 9000 — 11 000 метров, могли создать вихревой след, который мог воздействовать на Ту-95РЦ, особенно при изменении эшелона полета.
    • Вихревой след представляет собой турбулентные воздушные массы, создаваемые крупными самолетами, и может быть достаточно сильным, чтобы вывести другой самолет из стабильного полета.
  2. Американский истребитель F-15:
    • Истребитель F-15 поступил на вооружение армии США примерно в то время, и мог бы быть использован для демонстрации его возможностей.
    • Однако, доказательств сбития Ту-95РЦ этим истребителем не было представлено, и официальное расследование не подтверждало эту версию.

В память о погибшем экипаже Ту-95РЦ была установлена памятная табличка на мемориале у автострады Гавана — Де-Лос-Баньос в пригороде Гаваны.

Пока жива память, живы и наши герои!

Заключение

Катастрофа Ту-95РЦ 4 августа 1976 года остается одной из загадок авиационной истории. Официальная версия указывает на сваливание самолета из-за попадания в вихревой след, в то время как альтернативные версии предполагают возможное вмешательство третьих сил. Окончательно подтвердить или опровергнуть эти версии на основании доступных данных сложно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER