4 августа 1976 года — Катастрофа самолёта ТУ-95РЦ

4 августа 1976 года - Катастрофа самолёта ТУ-95РЦ

4 августа 1976 года произошла трагедия с участием двух советских самолётов Ту-95РЦ, которые вылетели с кубинского аэродрома имени Хосе Марти и направлялись в Оленью. На борту каждого самолета было по двенадцать членов экипажа. Один из самолетов командовал майор А. Красносельских. Полет начался как обычный перелет по маршруту Гавана-Оленья, но спустя 6 часов и 20 минут после взлета один из самолетов столкнулся с серьезной проблемой.

Ход событий и расследование

Во время изменения высоты полета с 8700 до 9000 метров самолет попал в критическую ситуацию, что привело к сваливанию самолета. Экипаж пытался вернуть самолет в горизонтальный полет, но усилия не увенчались успехом. Самолет оказался неуправляемым, а перегрузки не позволили экипажу воспользоваться средствами спасения.

Ведомый самолет по команде с командного пункта ВВС Северного флота снизился до 300 метров. Прибывшие к месту падения корабли и суда обнаружили лишь отдельные фрагменты самолета и документы. Официальная причина катастрофы не была установлена сразу, но наиболее вероятной версией стало сваливание самолета и его последующее неуправляемое падение по траектории плоского штопора. Это могло произойти из-за непреднамеренного попадания в вихревой след (спутную струю) пролетавших перед этим самолетов, следовавших по международным трассам на высотах 9000 — 11 000 метров.

4 августа 1976 года - Катастрофа самолёта ТУ-95РЦ

Доказательства и выводы

24 ноября 1976 года 13-й Государственный НИИ ЭРАТ завершил дешифровку ленты МСРП-12. Результаты обработки информации указывали на появление внешних возмущающих сил и на попытки экипажа парировать их. При достижении вертикальной перегрузки 1.7 — 1.8g произошло сваливание.

Альтернативная версия

Существует альтернативная версия среди летчиков 392 ОДРАП (Кипелово), согласно которой самолет был сбит американским истребителем F-15. Этот истребитель примерно в то же время поступил на вооружение армии США. Согласно этой версии, сбитие было демонстрацией силы и возможностей новейших образцов вооружения США.

4 августа 1976 года - Катастрофа самолёта ТУ-95РЦ

Анализ

  1. Вихревой след (спутная струя):
    • Самолеты, следующие по международным трассам на высотах 9000 — 11 000 метров, могли создать вихревой след, который мог воздействовать на Ту-95РЦ, особенно при изменении эшелона полета.
    • Вихревой след представляет собой турбулентные воздушные массы, создаваемые крупными самолетами, и может быть достаточно сильным, чтобы вывести другой самолет из стабильного полета.
  2. Американский истребитель F-15:
    • Истребитель F-15 поступил на вооружение армии США примерно в то время, и мог бы быть использован для демонстрации его возможностей.
    • Однако, доказательств сбития Ту-95РЦ этим истребителем не было представлено, и официальное расследование не подтверждало эту версию.

В память о погибшем экипаже Ту-95РЦ была установлена памятная табличка на мемориале у автострады Гавана — Де-Лос-Баньос в пригороде Гаваны.

Пока жива память, живы и наши герои!

Заключение

Катастрофа Ту-95РЦ 4 августа 1976 года остается одной из загадок авиационной истории. Официальная версия указывает на сваливание самолета из-за попадания в вихревой след, в то время как альтернативные версии предполагают возможное вмешательство третьих сил. Окончательно подтвердить или опровергнуть эти версии на основании доступных данных сложно.

4 августа 1976 года - Катастрофа самолёта ТУ-95РЦ

4 августа 1976 года - Катастрофа самолёта ТУ-95РЦ

4 августа 1976 года - Катастрофа самолёта ТУ-95РЦ

4 августа 1976 года - Катастрофа самолёта ТУ-95РЦ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *