Игорь Дмитриевич Спасский — выдающийся советский и российский ученый, инженер и генеральный конструктор, сыгравший ключевую роль в разработке подводных лодок для Военно-морского флота СССР и России. Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск (ныне Ногинск), Московская область.
Ранние годы и образование
Спасский начал свою карьеру в Москве, где его семья переехала из Богородска в 1928 году. Он учился в московской военно-морской школе и затем поступил в Бакинское военно-морское подготовительное училище. В 1949 году он окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского, получив звание инженера-лейтенанта.
Карьера в военно-морской промышленности
После завершения службы на Черноморском флоте, Спасский начал работать в сфере разработки подводных лодок. В 1953 году он присоединился к Центральному конструкторскому бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин». Он быстро поднялся по карьерной лестнице, став заместителем главного инженера в 1956 году, главным инженером в 1968 году и начальником бюро в 1974 году. С 1983 года он также был генеральным конструктором.
Вклад в разработку подводных лодок
Игорь Спасский был ведущим разработчиком нескольких ключевых проектов подводных лодок, включая атомные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар», проекта 941 «Акула» и проекта 667БДРМ «Дельфин». Он также работал над атомными подводными ракетными крейсерами проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей». Под его руководством было построено 187 субмарин, которые составляют основу советского и российского флотов.
Академическая и общественная деятельность
Спасский защитил кандидатскую диссертацию в 1973 году, докторскую диссертацию в 1978 году и стал профессором в 1984 году. Он был членом-корреспондентом Академии наук СССР с 1984 года и действительным членом с 1987 года. Спасский активно участвовал в общественной жизни, был народным депутатом СССР и членом Исполкома Ленинградского горсовета.
Работа в постсоветский период
После распада СССР количество государственных заказов на новые подводные лодки резко сократилось. Однако Спасский продолжил работу, включая проектирование подлодок четвертого поколения, таких как «Юрий Долгорукий». Он также расширил деятельность ЦКБ «Рубин», включив в нее разработку нефтяных платформ и плавучего космодрома «Морской старт».
Авария на подлодке «Курск»
Одним из наиболее известных эпизодов в карьере Спасского стала авария на подлодке «Курск» в 2000 году. Подлодка затонула во время учений Северного флота, и Спасский участвовал в операции по ее подъему. Несмотря на критику за возможные ошибки в конструкции и спасательной операции, Спасский успешно руководил подъемом подлодки с грунта.
Награды и признание
За свою долгую и плодотворную карьеру Игорь Спасский был удостоен множества наград, включая звание Героя Социалистического Труда (1978), Героя Российской Федерации (2018), Ленинской премии и Государственной премии СССР. Он также был награжден орденом Святого благоверного князя Даниила Московского за филантропическую деятельность.
Литературная и научная работа
Игорь Спасский опубликовал множество научных трудов и книг, таких как «Пять красок времени», «„Курск“. После 12 августа 2000 г.», «Моряки и создатели флота России» и пятитомный труд «История отечественного судостроения».
Игорь Спасский оставил значительный след в российской военно-морской промышленности и продолжает оставаться уважаемой фигурой в научных и инженерных кругах.
3 сентября 2024 года на 99-м году жизни скончался известный конструктор подводных лодок Игорь Спасский