Евгений Михайлович Белецкий (2 августа 1905, Смоленск — 7 июня 1984, Москва) был выдающимся советским военным летчиком и командиром, внёсшим значительный вклад в развитие советской авиации и участвовавшим в ключевых операциях Второй мировой войны.
Ранние годы и начало карьеры
Евгений Михайлович Белецкий родился 2 августа 1905 года в Смоленске. В сентябре 1925 года он вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА) и начал свою авиационную карьеру, поступив в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков. После её окончания в 1926 году он продолжил обучение в 1-й военной школе летчиков им. А. Ф. Мясникова (Кача), которую окончил в декабре 1927 года. Затем Белецкий стал летчиком-инструктором в 3-й Оренбургской военной школе летчиков.
Межвоенный период
В апреле 1931 года Белецкий был назначен командиром звена 11-го авиаотряда, а в ноябре того же года — командиром авиаотряда 8-й эскадрильи. В октябре 1933 года он стал командиром эскадрильи в 40-й авиационной бригаде, а в декабре 1936 года — командиром 114-й авиационной бригады. В августе 1938 года Белецкий был назначен командиром 58-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Советско-финская война
В декабре 1939 года Евгений Белецкий стал командующим 1-й авиационной армии особого назначения (АОН-1) и участвовал в Советско-финской войне. После расформирования армии в феврале 1940 года, он был назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа, а в июле 1940 года стал начальником отдела боевой подготовки истребительной авиации Управления ВВС.
Великая Отечественная война
С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года Белецкий был назначен командующим ВВС 19-й армии Западного фронта и участвовал в Витебском и Смоленском сражениях. В сентябре 1941 года он стал командующим ВВС 51-й армии (Крым) и командующим ВВС Крыма, где принимал участие в Крымской оборонительной операции и обороне Севастополя.
В июле 1942 года Белецкий был назначен командиром новой 1-й истребительной воздушной армии, которая, несмотря на неокончательное формирование, была введена в бой в Воронежско-Ворошиловградской операции. Армия понесла большие потери и была расформирована, а её остатки использованы при формировании 16-й воздушной армии.
10 сентября 1942 года Белецкий стал командиром 1-го истребительного авиационного корпуса, который с октября 1942 года участвовал в многочисленных операциях, включая Великолукскую, Демянскую, Орловскую (Курская битва), Брянскую, Городокскую, Витебскую, Белорусскую, Прибалтийскую, Курляндскую и Берлинскую. В марте 1943 года корпус был преобразован в 1-й гвардейский истребительный авиационный корпус и получил почетное наименование «Минского» за освобождение Минска.
Послевоенная служба
После окончания Великой Отечественной войны Белецкий продолжил службу, занимая должность заместителя командующего 16-й воздушной армией по боевой подготовке. С апреля 1946 года он стал заместителем начальника Главного штаба ВВС по лётным службам, а с декабря 1949 года — заместителем начальника Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) по эксплуатации. В 1959 году Евгений Михайлович Белецкий вышел в отставку.
Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й ст., Суворова 2-й ст., Кутузова 2-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.
Последние годы жизни и наследие
Евгений Михайлович Белецкий умер 7 июня 1984 года в Москве и был похоронен на Введенском кладбище (участок 17).
Его военная карьера, охватывающая периоды от межвоенного времени до послевоенных лет, характеризуется значительными достижениями в развитии и управлении советской авиацией. Белецкий был не только умелым пилотом, но и талантливым командиром, внёсшим важный вклад в победу над нацистской Германией и в развитие ВВС СССР.