Игорь Валентинович Ткаченко (26 июля 1964 — 16 августа 2009) — российский военный лётчик, ведущий пилотажной группы «Русские витязи», начальник 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, военный лётчик-снайпер, Герой Российской Федерации (посмертно, 22.08.2009), гвардии полковник.
Родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. Вскоре переехал в Тынду вместе с родителями. Окончил школу № 7 города Тында.
Военная карьера
Ткаченко начал службу в Советской армии в 1981 году. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В. П. Чкалова, а в 2000 году — Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина.
Служил в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года — на Кубинской авиабазе. За время службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29 и Су-27. Его налёт на данных типах самолётов составил 2300 часов. Кроме того, Ткаченко летал и на зарубежных самолётах, таких как «Мираж» 2000 и F-16.
Пилотажная группа «Русские витязи»
Высшим пилотажем начал заниматься с 1989 года. В составе пилотажной группы «Русские витязи» выступал с осени 1991 года, дебютировав на авиасалоне в Праге. С 1993 года числился в группе, а в мае 2002 года стал её командиром.
«Русские витязи» — одна из немногих пилотажных групп в мире, выполняющих групповой высший пилотаж на тяжёлых истребителях. Среди выполняемых фигур были такие, как петля Нестерова, «бочка», вираж на форсаже, «фонтан», «ножницы», «колокол», пилотаж на встречных курсах и косая петля в «стреле». Ткаченко, как ведущий и соло-пилот группы, выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя Су-27, такие как «повороты на горке» и проходы на скорости менее 170 км/ч.
С мая 2008 года Игорь Ткаченко был назначен начальником 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба, покинув должность командира группы «Русские витязи», но продолжая оставаться в её составе ведущим и соло-пилотом.
Личная жизнь и интересы
Увлекался нетрадиционной медициной и автомобилями. Был должен принимать участие в авиасалоне в Малайзии в 1995 году, но из-за отказа одной из гидросистем на своём самолёте в момент катастрофы в Камрани он совершал перелёт в качестве пассажира ведущего Ил-76.
Гибель
Игорь Ткаченко погиб 16 августа 2009 года во время тренировочного полёта в рамках подготовки к авиашоу МАКС-2009. Его самолёт Су-27УБ столкнулся с другим Су-27, пилотируемым Виталием Мельником. Несмотря на катапультирование, Ткаченко погиб. По разным версиям, причиной смерти могло быть повреждение системы катапультирования во время столкновения, что привело к нераскрытию парашюта, или недостаточная высота для раскрытия парашюта. Также существует версия, что Ткаченко погиб в результате удара в самолёте, а система катапультирования сработала автоматически или была активирована штурманом Игорем Куриленко.
Игорь Ткаченко был похоронен 19 августа 2009 года на кладбище села Никольское, неподалёку от аэродромной стоянки «Русских витязей». В память о своём командире лётчики «Русских витязей» посвятили ему полёт на закрытии авиасалона МАКС-2009.
Память и награды
За свои заслуги Игорь Ткаченко был удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно), а также был заслуженным военным лётчиком Российской Федерации и военным лётчиком-снайпером. Его гибель оставила значительный след в истории российской авиации, и его имя помнят как одного из лучших лётчиков страны.