23 июля 1940 года состоялся первый полёт учебно-тренировочного истребителя УТИ-26-1, созданного в ОКБ А.С. Яковлева. Этот самолёт представлял собой учебно-тренировочную модификацию истребителя И-26, более известного как Як-1. Полёт осуществил лётчик-испытатель завода №115 Павел Яковлевич Федров.
История создания: Проектирование учебно-тренировочного самолёта началось в ответ на потребность в подготовке пилотов на современных истребителях. УТИ-26, позже переименованный в Як-7УТИ, был предназначен для обучения лётчиков боевым действиям и улучшения их навыков пилотирования. В первоначальном проекте самолёт был построен в двух экземплярах: УТИ-26-1 и УТИ-26-2.
Особенности конструкции: УТИ-26-1 сохранил основные аэродинамические характеристики истребителя Як-1, однако имел вторую кабину для инструктора, что позволяло проводить обучение непосредственно в полёте. Самолёт был оснащён дублированными органами управления и приборным оборудованием, что обеспечивало контроль со стороны инструктора и повышение безопасности учебного процесса.
Важность и вклад: Первые испытания УТИ-26-1 подтвердили его высокие лётные характеристики и надёжность. Самолёт стал одним из первых учебно-тренировочных истребителей, который обеспечивал качественную подготовку пилотов в условиях, максимально приближенных к боевым. Як-7УТИ получил широкое распространение в лётных школах и сыграл значительную роль в подготовке советских лётчиков во время Великой Отечественной войны.
Самолёт УТИ-26-1 стал важным шагом в развитии учебно-тренировочной авиации и продемонстрировал возможности адаптации боевых самолётов для учебных целей.