21 июля 1579 года — Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы

Явление Казанской иконы Божией Матери, почитаемой как чудотворная, произошло 21 июля 1579 года. Она является одной из самых почитаемых икон Русской Православной Церкви. Согласно патриарху Гермогену, современнику событий, после пожара в Казани, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне явилась во сне Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище. Икона была найдена в указанном месте на глубине около метра.

День явления Казанской иконы стал ежегодным общецерковным праздником в Русской Православной Церкви. На месте явления иконы был возведен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

До 1630-х годов икона почиталась местно, в Казанской епархии, хотя еще в 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану Грозному. Митрополит Казанский Гермоген составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Согласно этому источнику, чудеса от иконы начались еще при ее перенесении с места явления во храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

В 1606 году митрополит Гермоген стал Патриархом Московским и всея Руси, сыграв особую роль в преодолении Смуты. К началу 1611 года для большинства людей, как патриотов, так и интервентов и изменнического боярского правительства, он стал главой патриотического движения. Патриарх Гермоген благословил первое народное ополчение, призванное освободить Москву от польско-литовской оккупации.

Когда ополчение стояло под стенами Москвы, протопоп Благовещенского собора Казани привез «список с явленного образа» Казанской иконы. Казаки встретили образ без должного почтения, что описано в «Новом летописце» 1630-х годов. Первое ополчение потерпело неудачу, распавшись после убийства казаками его главы Прокопия Ляпунова 22 июля 1611 года.

Последняя грамота патриарха Гермогена в Нижний Новгород и Казанскому митрополиту Ефрему, направленная в конце августа 1611 года с призывом твердо стоять «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру», послужила мощным импульсом к созданию второго ополчения.

Осенью того же года протопоп Казанского Благовещенского собора находился с иконой в Ярославле, ожидая возможности сплавиться вниз по Волге в Казань. В это время рать князя Дмитрия Пожарского, прибывшая из Нижнего Новгорода, выразила желание взять икону с собой, а в Казани отправить список с нее.

История перемещений списка иконы в это время запутана и не может быть восстановлена с точностью. В Ярославле уже существовал женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, где имелся собственный список с чудотворной иконой, явленной еще в 1588 году.

22 августа 1612 года у Новодевичьего монастыря началось решающее сражение Второго ополчения с войсками гетмана Ходкевича, которое завершилось поражением польских войск, несмотря на их численное превосходство. Руководители Второго ополчения толковали явление иконы под Новодевичьем монастырем как чудо, благодаря которому монастырь был взят и освобожден от части гарнизона польско-литовских войск. И затем икона действительно сопровождала Второе ополчение.

Эта победа Пожарского предопределила падение польско-литовского гарнизона Московского кремля, который через два месяца сдался. Переговоры о сдаче начались 22 октября, а 27 октября народное ополчение торжественно вступило в Кремль. Казанская икона была помещена в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах. По инициативе князя в Москве было установлено местное празднование иконе 22 октября.

Общегосударственное почитание иконы начали вводить в конце 1620-х годов в связи с подготовкой к новой войне с поляками за освобождение Смоленска, покровительницей которого считалась другая икона типа «Путеводительница». На средства князя Пожарского на Красной площади был построен новый храм в честь иконы, куда был перенесен ее «московский» список. После разрушения Казанского собора в 1936 году этот список был перенесен в Богоявленский Елоховский собор.

В 1649 году по случаю рождения в 1648 году на праздник «чудотворной иконы Казанской», царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы». В подтверждение нового статуса иконы при Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь в честь Казанской иконы.

Казанская икона Божией Матери, почитаемая уже более 150 лет, стала объектом почитания не только в Казанском Богородицком монастыре, но и во многих других епархиях Русской православной церкви. В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад иконы бриллиантовой короной. В XIX веке почитание Казанской иконы достигло своего пика, сравнимого с почитанием других древних икон, таких как Владимирская и Смоленская.

В ночь на 12 июля 1904 года икона была похищена из монастыря вместе с изображением Спасителя в драгоценных ризах и деньгами из свечных ящиков. Похитителем оказался крестьянин Варфоломей Чайкин Стоян, который заявил, что продал драгоценности и оклад, а саму икону уничтожил. Однако было много версий этого случая, включая предположение, что похищен был не подлинный образ, а его копия, либо что икона была перепродана старообрядцам.

Существует легенда в Казанской епархии о том, что последняя игуменья монастыря, опасаясь похищений, заменяла подлинную икону на точный список перед ночным закрытием монастыря. Поэтому предполагается, что похищенная икона была лишь копией, а подлинный образ до сих пор хранится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER