Ан-71 — советский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У), разработанный в ОКБ Антонова на базе транспортного самолета Ан-72. Этот самолет должен был заменить Ан-12ППС и Ту-126, выполняя функции воздушного командного пункта и обеспечивая радиолокационное наблюдение и управление воздушным движением.
История создания
Создание Ан-71 началось в конце 1970-х годов в ответ на необходимость разработки нового самолета ДРЛО и У для ВВС СССР. Основной задачей Ан-71 было обнаружение и сопровождение воздушных и наземных целей, а также передача данных на наземные и воздушные командные пункты.
Первый полет
12 июля 1985 года прототип Ан-71 впервые поднялся в небо с ВПП Киевского авиазавода. Экипаж состоял из:
- А.В. Ткаченко (командир)
- С.А. Горбик (помощник командира)
- В.А. Петренко (бортинженер-испытатель)
- И.И. Радауцан (инженер-экспериментатор)
Особенности конструкции
Ан-71 отличался уникальным конструктивным решением с установкой радиолокационной антенны на пилоне над фюзеляжем, что позволяло улучшить радиолокационное покрытие. Он был оснащен двумя турбореактивными двигателями, расположенными на крыле, и одним дополнительным двигателем для повышения тяги.
Технические характеристики
- Экипаж: 5-6 человек
- Длина: 23,5 м
- Размах крыла: 29,2 м
- Максимальная взлетная масса: 31 500 кг
- Двигатели: 2 × Д-36, 1 × РД-36А
- Максимальная скорость: 700 км/ч
- Практическая дальность: 4 000 км
Судьба проекта
Несмотря на успешные испытания, проект Ан-71 не был запущен в серийное производство. Основными причинами стали распад СССР и экономические трудности, что привело к сокращению финансирования военных программ. Однако опыт, накопленный в ходе разработки Ан-71, был использован в последующих проектах и разработках.
Ан-71 остается значимой страницей в истории советской авиации, демонстрируя высокий уровень инженерной мысли и инновационных решений.