3 июля 1939 года — Разгром танковых частей японцев у горы Баин — Цаган

Баин-Цаганское сражение, начавшееся 2 июля 1939 года, стало одним из самых ожесточённых эпизодов конфликта у реки Халхин-Гол. Это было первое столкновение советских и японских танковых частей. С японской стороны участвовали 3-й и 4-й танковые полки, а с советской — бронеавтомобили 9-й мотоброневой бригады и танки БТ 2-го батальона 11-й танковой бригады РККА.

3 июля советские экипажи бронемашин, в основном БА-10, уничтожили 19 японских танков, а танки БТ-5 из 11-й танковой бригады подбили ещё 6 японских танков. Один японский танк был захвачен целым и эвакуирован в тыл для изучения.

Обе стороны понесли значительные потери в ходе сражения. Однако решение комкора Г.К. Жукова направить в бой танки оказалось верным. Наступление японских войск было остановлено, и к 5 июля 1939 года последние японские подразделения покинули западный берег реки Халхин-Гол. Для японских танковых частей бой 3 июля обернулся катастрофой: было потеряно 44 танка, и после этого японские танковые части больше не участвовали в конфликте у реки Халхин-Гол.

Японцы начали реализовывать хитрый план 2 июля 1939 года, когда группа Ясуока атаковала плацдарм на восточном берегу реки Халхин-Гол. Дневные атаки с пехотой и танками провалились из-за сильного заградительного огня советской артиллерии. Пехота не поддержала танки, что стало типичной ошибкой японских танковых атак.

На вечер 2 июля в составе 3-го танкового полка было 41 танк (26 Тип 89 «Оцу», 4 Тип 97 «Чи-Ха», 7 малых Тип 94 «ТК», 4 Тип 97 «Ке-Те»), а в 4-м танковом полку — 45 танков (34 Тип 95 «Ха-Го», 8 Тип 89 «Ко», 3 малых Тип 94 «ТК»).

Командир японского 4-го танкового полка, полковник Иошио Тамада, решил атаковать танками без пехоты ночью. 3-й танковый полк не участвовал в этой авантюре из-за отсутствия связи.

Условия для ночной атаки были отличными: безлунная ночь и низкая облачность. В первом часу ночи танки рванули к советской обороне, стреляя из пулеметов и пушек. В итоге было израсходовано 16 тысяч патронов к пулеметам, 1100 выстрелов к 37-мм пушкам и 129 выстрелов к 57-мм пушкам танков Тип 89.

Комкор Г.К. Жуков

Однако эффективность атаки была невысокой. Танки углубились в советскую оборону, добрались до артиллерийских позиций на восточном берегу реки, подбили 7 противотанковых пушек и расстреляли батарею 122-мм гаубиц, но затем вернулись на исходные позиции. Задача уничтожить советскую артиллерию не была выполнена.

Баин-Цаган

Во вчерашнем постинге я специально не стал спойлерить со стрелочками движения второй группы японцев, группы Кобаяши, которая обходила левый фланг советских войск. 80 лет назад, в 3.15 ночи 3 июля началась переправа группы Кобаяши на восточный берег реки Халхин-Гол в районе горы Баин-Цаган. Японцам удалось сбить с позиций охранявшую линию реки монгольскую конницу и рассеять ударами с воздуха ее контратаку. К 6.00 переправились уже два батальона и сразу двинулись на юг, к переправам. В 7.00 утра с японцами столкнулись двигавшиеся к исходным позициям для контратаки подразделения мотоброневой бригады. Так поступили сведения о переправе японцев и направлении их удара.

В принципе японцам оставался один шаг до переправы через Халхин-Гол (синяя стрелка) и перехвата снабжения советских частей на восточном берегу реки (залито красным цветом). Один шаг до «трагедии окруженных». Если тупить и тормозить, как какой-нибудь Виноградов во главе 44-й сд под Суомуссалми несколько месяцев спустя.

Жуков тупить и тормозить не стал и бросил в контратаку танки. Да, по частям. Да, я думаю он сам охренел от эффективности противотанковой артиллерии японцев. Но если медлить и пытаться в методичность, будет еще хуже.

Безотносительно конкретно Жукова перед нами хороший пример, почему не надо закапывать танки в землю по башню, а лучше играть от глубины, контрудара. Вытащить танки из капониров никто бы просто не успел. Тем более, что японцы тоже были не дураки и нанесли сковывающий удар по плацдарму, конечно, нажравшись вдоволь 45-мм снарядов. Но войска на плацдарме были этими атаками связаны.

А.В. Исаев

Советская сторона заявила об одном захваченном и десяти подбитых японских танках.

Драма развернулась с рассветом 3 июля 1939 года, и исход сражения зависел от действий Жукова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER