22 июня 1944 года
Карельский фронт. Свирско-Петрозаводская операция. К концу 2 дня боёв 7-я армия расширила плацдарм на правом берегу Свири до 50—60 км по фронту и на 10—12 км в глубину. Финны начали отходить на вторую полосу обороны и к Петрозаводску.
Части Краснознамённого Балтфлота, уничтожив финские гарнизоны, овладела крупными островами Бьёркского архипелага.
Накануне операции «Багратион» на фронтах была проведена разведка боем передовыми батальонами. Она проводилась на широком фронте, от озера Нещердо до реки Припяти. В результате успешных действий батальонов на некоторых участках было улучшено тактическое положение. На отдельных направлениях действия этих батальонов переросли в общее наступление.
1-й Прибалтийский фронт. Наибольших успехов достигли разведотряды 6-й Гвардейской и 43-й армий. После 25-минутной артподготовки отряды 22-го Гвардейского корпуса стремительным броском ворвались в траншеи противника и стали продвигаться вперёд. В бой были введены по 2 батальона от всех трёх дивизий корпуса. К вечеру передовые части корпуса прорвали главную полосу обороны противника к юго-востоку от Сиротино и продвинулись на глубину 6—8 км.

На севере. Авиация СФ у мыса Корснес потопила 1 баржу, прикрывала конвои, вела поиск мин и вражеских пл в Горле Белого моря. Производилось траление мин у баз. Внутренние плавания выполняли 28 кораблей и судов. Дозоры несли 2 скр, 2 тщ и 3 ска.
На западе. Под Ленинградом действия наших войск огнём поддерживала группа бка и ска. Батарея № 461 с о. Лавенсари вела обстрел о. Соммерс.
Авиация БФ потопила у маяка Сырве 1 тр (ок. 5 тыс. т), у маяка Ристна 1 тр (ок. 4 тыс. т), в Таллине 1 тр (ок. 3 тыс. т), у Торсаари потопила 1 и повредила 1 десантное судно, а у о. Нерва повредила 1 скр. Кроме того, ею осуществлялось прикрытие кораблей десантов в Финском заливе и на Ладоге, велась воздушная разведка. Один наш самолёт потерпел катастрофу при посадке, другой — не вернулся на аэродром.
4 тка (старший лейтенант Пуйкевич) у о. Нерва потопили 1 и повредили 1 скр неприятеля, 4 тка (Скляревич) у о. Руонти повредили 1 скр. 2 роты десанта очищали от врага о. Пийсаари. Дополнительно на остров высажено 2 батальона 260 обмп. 4 тендера вывозили раненых.
Велось траление мин у о-вов Нерва и Халли, в Финском заливе. Из Новой Ладоги для высадки десанта в устье реки Тулоксы в составе 70 обмп вышли ко-рабли и суда ОВФ. Межбазовые переходы выполняли 13 судов и катеров.
На юге. Авиация ЧФ прикрывала корабли и суда в море, вела разведку и поиск неприятельских пл. Продолжалось траление мин у баз флота в Азовском море и Керченском проливе. 3 ска производили поиск вражеских пл. Межбазовые пе-реходы в охранении 7 катеров выполняли 22 корабля и судна.
Сводка Совинформбюро за 22 июня 1944 года
Дневное сообщение 22 июня 1944 года
В течение 22 июня севернее Онежского озера наши войска продолжали вести наступательные бои, в ходе которых отбросили противника за линию Остер-озеро и реку Кумса, заняв Великую Губу и железнодорожные станции Ванзозеро, Малыга, Лумбушозеро (на Мурманской железной дороге).
Между Онежским и Ладожским озёрами наши войска, сломив сопротивление противника, овладели районным центром Ленинградской области Подпорожье и вели успешные бои по расширению плацдарма на северном берегу реки Свирь в районе Лодейного Поля, заняв при этом населённые пункты Назарьевская, Старая и Новая Свирьская Слобода.
На Карельском перешейке наши войска, преодолевая сопротивление противника, продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли несколько населённых пунктов и среди них — Лапинлахти, Репола, Лехтола и железнодорожная станция Тали.
На остальных участках фронта — без перемен.
За 21 июня на всех фронтах в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 73 самолёта противника.
Между Онежским и Ладожским озёрами наши войска продолжали наступление. Части Н-ского соединения решительными ударами сломили сопротивление противника и овладели районным центрам Ленинградской области Подпорожьем. На поле боя осталось много трупов финских солдат. Захвачены пленные и трофеи. Наши части, переправившиеся вчера на северный берег реки Свирь, вели успешные бои по расширению плацдарма. Решительной атакой советские воины выбили финнов из сильно укреплённых позиций и заняли три населённых пункта. Бойцы Н-ской части истребили 450 вражеских солдат и офицеров, захватили 7 орудий, 15 пулемётов и два склада боеприпасов.
На Карельском перешейке части Н-ского соединения, преодолевая сопротивление противника, заняли несколько населённых пунктов и уничтожили 800 финских солдат и офицеров. Захвачено 2 крупных оклада с обмундированием и снаряжением, 40 вагонов с военными грузами, 16 орудий, 30 пулемётов и много боеприпасов. На другом участке наша часть умелым обходным манёвром отрезала пути отхода остаткам разгромленных частей противника и истребила до 500 финнов. Группа разведчиков во главе со старшим сержантом Брагиным проникла в тыл врага и обнаружила 5 финских танков, находившихся в засаде. Разведчики связались с нашим танковым подразделением и вместе с танкистами внезапно напали на экипажи вражеских машин. Финские танкисты были перебиты, пять исправных танков захвачены нашими бойцами. Группа красноармейцев подразделения старшего лейтенанта Трофимова окрутила и уничтожила подразделение финских солдат, захватив при этом 3 танка и несколько крупнокалиберных пулемётов.
Наша авиация наносила удары по скоплениям финских войск и уничтожила 70 автомашин и 30 повозок с войсками и грузами. В результате концентрированных ударов советских бомбардировщиков и штурмовиков по узловым железнодорожным станциям разбито и сожжено более 350 вагонов и платформ. Лётчики-истребители в воздушных боях сбили 1.5 немецких и финских самолётов. Герой Советского Союза капитан Лихолетов за два дня сбил 4 самолёта противника.
Авиация Краснознамённого Балтийского флота атаковала корабли противника в Выборгском заливе. Потоплены транспорт, водоизмещением в 1.000 тонн, 4 быстроходные десантные баржи и сторожевой катер. Несколько вражеских кораблей и барж повреждено. В воздушных боях сбито семь самолётов противника.
Юго-восточнее города Витебск пехота противника на рассвете предприняла разведку боем. Находившееся в боевом охранении стрелковое отделение гвардии старшего сержанта Ерёменко встретило врага огнём из пулемётов и автоматов. Гвардии рядовой Малышев бросил гранату и убил 9 гитлеровцев. Несмотря на значительное численное превосходство, противник не добился успеха и был вынужден отойти, оставив на подступах к нашей траншее 25 трупов своих солдат и офицеров. Снайперы подразделения старшего лейтенанта Борового за десять дней истребили больше 50 гитлеровцев. Снайпер Поддубный уничтожил 11 немцев, снайпер Карауш- 11, снайпер Липатов — 10.
Несколько партизанских отрядов, действующих в Барановичской области, в мае пустили под откос 27 немецких воинских эшелонов и взорвали свыше 1.000 рельсов. Разбито 25 паровозов, 52 вагона с войсками и 120 вагонов и платформ с различными военными грузами. Партизаны взорвали 10 шоссейных мостов и вырезали 19 километров телеграфно-телефонной линии связи. В боях с немецкими захватчиками убито 800 и ранено более 700 гитлеровцев.
Пленные румынские офицеры сообщают, что немцы окончательно прибрали к своим рукам государственный аппарат Румынии и все звенья управления румынской армией. Оккупация гитлеровцами Румынии проводится самым наглым и беззастенчивым образом. Пленный командир 87 румынской эскадрильи бомбардировщиков капитан Флориан Сучевяну рассказал: «Немцы безраздельно хозяйничают в Румынии. Во всех штабах сверху донизу сидят немцы. Они фактически командуют румынскими частями. Румынское командование существует только для видимости. Ко мне прикомандировали в качестве советника с неограниченными правами немецкого лейтенанта. Он стал полновластным хозяином эскадрильи. Несмотря на то, что он лейтенант, а я капитан, мне приказано во всём повиноваться ему. Он во всё вмешивался и бесцеремонно отменял мои приказы. Так обстоит дело во всей румынской армии. Немцы захватили власть в свои руки и помыкают румынскими офицерами». Перешедший на сторону Красной Армии командир одной из рот 3 румынской пехотной дивизии капитан Ион Б. сообщил: «Во все подразделения дивизии прислали немецких инструкторов и контролёров. Ко мне в роту назначили немецкого фельдфебеля. Это типичный гестаповский шпик. Каждое утро он заявлялся в роту и выяснял, о чём говорят офицеры и солдаты. Всюду фельдфебель совал свой нос, следил за каждым шагом офицеров, делал им замечания. Мы очень возмущались поведением этого наглого немца. Офицеры жаловались мне, но я был бессилен что-либо сделать».
22 июня 1944 года — Операции «Багратион» предшествовала разведка боем.

22 июня в третью годовщину нападения Германии на СССР, Красная армия начала разведку боем. А партизаны атаковали вражеские коммуникации с тыла.
Разведку боем проводили на широком фронте, в 450 км, от озера Нещердо до реки Припяти, чтобы скрыть направление будущих главных ударов. Массированная артподготовка длилась 20 минут. Били из 150—200 орудий и миномётов, установленных на участках размером в один километр.

По мнению специалистов, это напоминало и было в духе Первой мировой войны, когда был изобретен отход из-под удара артиллерии наступающего с передовых позиций. Разведка боем преследовала цель не только и не столько уточнить ранее собранные разведданные о противнике. Требовалось установить, не отвел ли он свои войска с переднего края обороны, и тем самым исключить удар артиллерии и авиации «в пустоту».
22 июня 1944 года — Начало Тулоксинской десантной операции Ладожской Военной Флотилии

Вечером 14.06.44 Командующий ЛВФ был вызван Военным Советом Карельского фронта, где флотилии была поставлена задача:
Высадкой десанта в период 21-22 июня, в районе р. Олонка, Видлица и арт. огнем кораблей с озера, содействовать наступлению левофланговых частей 7-й Армии вдоль восточного побережья Ладожского озера.
15.06. Штаб ЛВФ приступил к разработке предварительного плана операции. 16 и 17.06 предварительный план был доложен Командующему КБФ адмиралу ТРИБУЦ, Командующему Карельским фронтом Генералу Армии МЕРЕЦКОВУ и Командующему 7-й Армии генерал-лейтенанту КРУТИКОВУ. Адмирал ТРИБУЦ и генерал армии МЕРЕЦКОВ план в основном одобрили и уточнили задачи для ЛВФ в директиве ВС Карельского фронта №041/44-оп от 18.06.44.
Выписка из директивы:
- Быть готовым к высадке 70 Отдельной Бригады Морской Пехоты в районе устье р. Олонка, устье р. Видлица.
- Готовность всех средств к выполнению поставленных задач 20.06.44г.
- Начало действий по особому приказанию.
19.06.44 Командующий ЛВФ выпустил боевой приказ на операцию.
Началась подготовка к операции. Было принято решение задействовать все корабли ЛВФ, которые могли ходить по Ладоге. К 17.06. все высадочные средства, кроме тендеров, находившихся в Ленинграде и нескольких катеров КМ и ЗИС, стоящих в ремонте в Морье, были сосредоточены в Новой Ладоге. Были вызваны с Морье и с огневых позиций канонерские лодки, которые прибыли в Новую Ладогу к 19.06.
16, 17, 18 и 19.06. в Новую Ладогу побатальонно прибыла 70 бригада, которая была размещена в лесу у д. Юшково. Сразу начались учения.
С 1 батальоном было проведено 4 тренировки по посадке на плавсредства и высадке с них на необорудованный берег. Со 2-м батальоном — 2 тренировки, с 3 ОСБ — 3 тренировки. Кроме этого, было проведено две тренировки с первым броском в составе 1 ОСБ, усиленного стрелковой ротой.
21 июня продолжались учения по посадке и высадке. Они затянулись до 03.00 22 июня. В этот момент была получена шифрограмма о проведении операции 22 июня. Учения стали боевой операцией. Командующий ЛВФ решил учение отменить, войска оставить на транспортах и высадочных средствах, закончить погрузку техники и боезапаса и выйти в 16.00 22.06. в озеро с тем, чтобы высадку начать в 6.00. 23.06.
В 15.25. 22.06. Отряд, кроме канонерской лодки «Селемджа» и бронекатеров №№99 и 100 снялся с якоря, лег на курс 358° и дал ход 5 узлов.
В 19.15. была получена шифровка №7/24/ш за подписью ВС 7 Армии на имя командира 70 бригады, в которой говорилось: «22.06. произвести высадку десанта в составе 70 ОБМП в районе устья реки Тулокса — Линдоя. Воспретить отход противника от Олонец по железной и грунтовым дорогам и подход резервов противника от Погранкондуши – Видлица. Десантную операцию поддерживают три ШАП, два БАП 7 ВА».
В 23.04. 22.06. Десантный Отряд лег на курс 10°.
Около 23.45. 22.06 по докладу НШ ЛВФ, Командующий КБФ приказал выслать две подлодки «М-96» и «М-102» в район юго-западнее острова Мантсинсаари и южнее Крестовых островов, на позиции, с целью своевременного предупреждения десанта о появлении озерных сил противника и их атаки.
22 июня 1944 года

Вечером 22 июня 1944 года вся Ладожская военная флотилия шла к месту высадки. Поскольку финские разведчики в воздухе не появлялись, командование ЛВФ решило, что их никто не видит. Запись об обнаружении флотилии противником появляется только в 04.05 23 июня.
В реальности уже в 23.50 22 июня генерал-майор Блик позвонил командующему Группой «Олонец» генерал-лейтенанту Пааво Талвела и доложил, что береговые посты финнов заметили флотилию в составе 40 кораблей в 12 км западнее Габановского маяка. Флотилия движется курсом на север. В составе флотилии 4 канонерские лодки. Блик запросил авиаудар по флотилии, и Талвела сразу связался со ставкой Маннергейма. Генерал-лейтенант Аксель Айро, правая рука Маннергейма, пообещал незамедлительно связаться с генералом Линдквистом, командующим ВВС Финляндии.
Финское командование поняло, что речь идёт о десанте, и скорее всего высадка состоится в Видлице. По тревоге были подняты 3-й и 24-й моторизованные тяжёлые артиллерийские дивизионы, к месту возможной высадки десанта планировалось направить 28-й саперный батальон и около 200 тыловиков. Всё это время финские береговые посты следили за движением ЛВФ.