26 мая 1907 года родился легендарный советский летчик — Георгий Филиппович Байдуков

Георгий Филиппович Байдуков родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта Омской железной дороги (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет ушел из семьи, бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 года работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.

В 1924—1925 годах учился в Омском техническом железнодорожном училище (профшколе) на машиниста. В это же время стал охотником.

В марте 1926 года добровольцем вступил в Красную армию. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, а в 1928 году — Первую военную школу летчиков имени А. Ф. Мясникова.

С июня 1928 года служил младшим летчиком и старшим летчиком в 20-м отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа (в то время базировавшемся на Центральном аэродроме столицы).

С июля 1930 года служил в Научно-испытательном институте ВВС: летчик-инструктор испытательного отдела боевого применения, с мая 1931 года — старший инструктор-летчик.

В конце 1931 года по результатам проверки техники пилотирования ему была объявлена благодарность, и через два месяца он был назначен летчиком-испытателем. Его инструктором стал В. П. Чкалов.

С июня 1933 года — командир корабля авиабригады при НИИ ВВС. Провел ряд испытательных работ на самолетах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полетов и посадок.

С 5 по 17 августа 1934 года участвовал в показательном перелете звена бомбардировщиков ТБ-3 из СССР во Францию.

Андрей Туполев (справа) с экипажем самолёта АНТ-25 «Сталинский маршрут» Г. Ф. Байдуков, В. П. Чкалов, А. В. Беляков на аэродроме Щёлково. 1936. Фото М. Калашникова

Начал заниматься повышением квалификации в самодеятельной школе инженеров, с ноября 1934 года продолжил обучение на инженерном факультете Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но уже в феврале 1935 года после досрочного окончания первого курса отобран для осуществления рекордного перелета и приступил к тренировкам, прекратив учебу. 20 августа 1935 года вторым пилотом в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке беспосадочного трансарктического перелета Москва — Северный полюс — Сан-Франциско на самолете АНТ-25, прерванного над Баренцевым морем из-за технических неполадок маслопровода. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.

В 1936 году вступил в ВКП(б).

20—22 июля 1936 года на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд в устье Амура протяженностью 9374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелета, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза.

14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолете ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полета на 2000 км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.

18—20 июня 1937 года на самолете АНТ-25, снова с Чкаловым и Беляковым, совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер, штат Вашингтон, США протяженностью 8504 км.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937—1946 гг.).

С ноября 1937 года — летчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолета ДБ-А.

Участвовал в советско-финской войне с 27 декабря 1939 по март 1940 года в качестве командира авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта. После подписания перемирия с Финляндией вернулся к испытательной работе на том же авиационном заводе.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны был принят в Союз писателей СССР.

В августе 1941 года, в составе делегации из 18 летчиков, конструкторов и инженеров был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских бомбардировщиков. Однако получить интересовавший СССР тип боевой машины не удалось (американцы согласились продать только самолет другой модели, имевший ряд конструктивных недостатков, который не представлял интереса для СССР).

С ноября 1941 года — в действующей армии: сначала заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт); в феврале — марте 1942 — командир 31-й смешанной авиационной дивизии, с марта 1942 — командующий ВВС 4-й ударной армии, с мая 1942 — командир 211-й смешанной авиационной дивизии (с июня 1942 — 212-я штурмовая авиационная дивизия, с мая 1943 — 4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия) на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах.

С января 1944 — командир 4-го штурмового авиационного корпуса на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах.

После войны — на командных должностях в ВВС. В первые послевоенные месяцы командовал тем же корпусом, с декабря 1945 года — заместитель командующего 13-й воздушной армией Ленинградского военного округа.

С июля 1946 года — заместитель начальника по лётной части Государственного Краснознамённого НИИ ВВС.

В декабре 1947 — декабре 1949 года — начальник Главного управления гражданского воздушного флота при Совете министров СССР.

В 1951 году окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С февраля 1952 года — заместитель, с мая 1953 года — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С июня 1955 года — первый заместитель начальника, с апреля 1957 года — начальник 4-го Главного управления Министерства обороны СССР — член Военного совета Войск ПВО страны.

С сентября 1972 года — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C мая 1988 года генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.

Жил в Москве. Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER