16 мая 1944 года
1-й Украинский фронт. С утра часть 17-го Гвардейского корпуса 18-й армии вела бои за улучшение позиций в районе Рунгуры.
Преодолев упорное сопротивление противника, части 317-й и 8-й дивизий очистили населённый пункт от неприятеля и к вечеру вели бои в лесу юго-западнее Рунгуры и западнее Ключув-Вельке. Взято в плен 154 солдат и офицеров противника. Трофеями советских воинов стали 6 орудий, 16 миномётов, 22 пулемёта, 120 винтовок и 10 автомашин.
3-й Украинский фронт. Войска фронта в излучине реки Днестр, юго-западнее Дороцкое вели бои за очищение от противника левого берега. На участке Пугочень, Шерпень, Спея (Северная) наши войска вели бои за расширение плацдармов на Днестре.
Соединения 8-й Гвардейской армии, преодолевая огневое сопротивление и контратаки противника, овладели северной частью населённого пункта Шерпень.
На севере. 12 самолётов СФ вылетали на воздушную разведку. Для ударов по обнаруженному ими в р-не мыса Маккаур конвою (1 тр, 3 скр, 1 тщ и 2 ска) вы-
полнено 72 самолёто-вылета, в результате которых потоплены 1 скр и 1 ска, повреждены 1 тр, 2 скр и 1 ска. Ещё 4 самолёта СФ прикрывали объекты главной базы флота. Неприятель бомбил губу Эйна.
Из базы в р-н Порсангерфьорда вышла пл С-103, а к мысу Нордкину — С-56. Внутренние плавания выполняли 17 кораблей и судов.
На западе. Авиация БФ в 28 самолёто-вылетах вела воздушную разведку, в 107 — нанесла комбинированный удар по отряду противника у Асери, потопив 3 тщ и 2 ска и повредив 1 скр. 8 самолётов прикрывали объекты Островной ВМБ и наши тральщики в р-не банки Хаилода. В воздушных боях сбито 9 машин врага, наши потери — 6 самолётов.
Продолжалось траление мин на реке Неве, в Нарвском заливе и у о-вов Ла-венсари и Сескар.
Из Лавенсари для постановки мин в Хаапсарских шхерах вышли 6 тка. Внутренние плавания выполняли 13 кораблей и катеров.
На юге. Авиация ЧФ вела воздушную разведку. Из боевого похода в Очамчире возвратилась пл А-5. Осуществлялось траление фарватеров в бухте Балаклава, Таганрогском заливе и Керченском проливе. 6 ска вели поиск пл врага в р-нах Туапсе — Джубга и Хопи — Супсе.
Сводки Советского Информбюро за 16 мая 1944 года Великой Отечественной войны
В течение 16 мая на фронтах существенных изменений не произошло. За 15 мая в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 19 самолётов противника.
Налёт нашей авиации на железнодорожный узел Полоцк.
В ночь на 16 мая наша авиация произвела налёт на железнодорожный узел Полоцк. Бомбардировке были подвергнуты военные склады и эшелоны противника, находившиеся на путях железнодорожного узла. В результате бомбардировки возникли многочисленные пожары. Среди пожаров произошло семь взрывов, в том числе один взрыв большой силы. Все наши самолёты вернулись на свои аэродромы.
Северо-западнее города Тирасполь пехота противника в течение дня несколько раз пыталась атаковать наши позиции. Части Н-ского соединения артиллерийско-миномётным и ружейно-пулемётным огнём отбили все атаки немцев и нанесли им большой урон. На другом участке Н-ская танковая часть провела успешную операцию, в результате которой уничтожено более 400 гитлеровцев. Советские танкисты взяли в плен 80 немецких солдат и офицеров, захватили 100 повозок с боеприпасами и 400 лошадей.
В районе г. Яссы лётчики-истребители гвардии лейтенант Бургонов и гвардии лейтенант Басенко в одном бою сбили по два немецких самолёта. Шесть наших истребителей под командованием капитана Чепинога атаковали 60 немецких бомбардировщиков и сбили 6 самолётов противника.
На Ленинградском фронте большая группа немецких самолётов пыталась бомбардировать боевые порядки наших войск. Советские истребители встретили противника ещё на подходе к цели и в завязавшемся воздушном бою сбили 15 немецких самолётов.
За три дня, с 3 по 5 мая, партизанский отряд, действующий в Волынской области, пустил под откос 3 немецких воинских эшелона, следовавших к линии фронта. Разбиты 15 вагонов с боеприпасами и несколько цистерн с бензином. Немецкое командование направило против партизанских отрядов карательную экспедицию с бронемашинами и танками. Партизаны заняли оборону и отбили три атаки противника. Ночью советские патриоты незаметно для немцев вышли из боя.
В сводке немецкого командования, опубликованной 14 мая, говорится: «13 мая из Крыма были перевезены последние германо-румынские войска. С 1 ноября 1943 года советские войска штурмовали нашу слабую оборону в Крыму. Только в апреле сделалось необходимым отвести наши войска на узкое кольцо обороны вокруг Севастополя. Но и там новые попытки советских войск прорвать кольцо и уничтожить немецкие войска закончились неудачей».
В этом небольшом сообщении жулики из ставки Гитлера явно переусердствовали. Они врут слишком уж глупо. Если послушать берлинских дурачков, то выходит, что советские войска более шести месяцев штурмовали немецкую оборону, но так и не могли её прорвать. И только когда немцам наскучило находиться в Крыму, они, словно курортники, у которых истёк срок путёвки, сели на корабли и отчалили от крымских берегов.
События в Крыму у всех ещё свежи в памяти, чтобы их можно было извратить даже таким опытным шулерам, какими являются гитлеровцы. Всем известно, что к 1 ноября 1943 года наступающие советские войска вышли в район Турецкого вала на Перекопском перешейке и тем самым заперли немецко-румынские войска, находившиеся в Крыму. Немцы и их румынские сообщники очутились в мышеловке или, как говорили советские бойцы, в «фрицеловке». С тех пор в течение ряда месяцев части Красной Армии в Крыму не вели активных действий. Всё это время даже гитлеровские брехуны, которые сплошь да рядом из мухи делают слона, ни разу не говорили о штурме их крымских позиций.
Штурм Крыма советские войска начали не 1 ноября 1943 года, как теперь утверждает ставка Гитлера, а 8 апреля 1944 года. За десять дней, с 8 по 18 апреля, Красная Армия прорвала оборону немцев на Сиваше, Перекопе и Керченском полуострове и освободила почти весь Крым. Седьмого мая советские войска начали штурм Севастополя и на третий день, 9 мая, полностью овладели городом.
Планы немецкого командования в отношении Севастополя были раскрыты в обращении командующего 17 немецкой армией в Крыму генерала Альмендингера. Ссылаясь на приказ Гитлера, Альмендингер писал: «Я получил приказ защищать каждую пядь Севастопольского плацдарма. Его значение вы понимаете… Плацдарм на всю глубину сильно оборудован в инженерном отношении, и противник, где бы он ни появился, запутается в сетях наших оборонительных сооружений. Но никому из нас не должна даже и в голову притти мысль об отходе на эти позиции, расположенные в глубине… Честь армии зависит от каждого метра порученной ей территории».
Стало быть, ещё 3 мая командующий немецкими войсками в Крыму все надежды возлагал на свою оборону и на её сильные сооружения. Чего же после этого стоит жалкий лепет гитлеровцев о слабости обороны в Крыму и об эвакуации немецких войск с Крымского полуострова. Ставка Гитлера явно запуталась в своей собственной лжи.
В своё время немцы много шумели о значении Севастополя и приводили всевозможные сравнения. Пусть сегодня незадачливые фашистские стратеги сравнят итоги двух битв за Севастополь. В 1941-42 г.г. советский гарнизон Севастополя 250 дней отбивал атаки немецких войск и только по приказу Верховного Командования оставил город. В упорных и ожесточённых восьмимесячных боях прославленные защитники города нанесли противнику тяжёлые потери. Немцы потеряли тогда у стен Севастополя убитыми и ранеными до 300 тысяч солдат и офицеров. В 1944 году Красная Армия с 8 апреля по 12 мая сокрушила немецкую оборону и полностью очистила Крым от фашистской нечисти. За это время наши войска уничтожили более 50 тысяч и взяли в плен 61.587 солдат и офицеров противника.
Таковы факты. Как бы ни изощрялись дурачки из ставки Гитлера,
а скрыть разгром немецких войск в Крыму им не удастся.
16 мая 1944 года в районе города Яссы 6 истребителей капитана Павла Чепинога атаковали 60 немецких бомбардировщиков и сбили 6 самолетов врага.
В Красной Армии Павел Иосифович Чепинога с 1933 года. В 1940 году окончил Харьковское военно-авиационное училище лётчиков.
Участник Великой Отечественной войны с января 1942 года. Сражался под Сталинградом, на Курской дуге, над Днепром.
Командир эскадрильи 508-го истребительного авиационного полка капитан Павел Чепинога к маю 1944 года совершил 100 боевых вылетов, в 37 воздушных боях сбил лично 22 и в группе 1 самолёт противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Павлу Иосифовичу Чепиноге присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Продолжал сражаться на фронте, к Победе выполнил 127 боевых вылетов, провёл свыше 40 воздушных боёв, сбил лично 25 и в группе 1 самолёт врага.
16 мая 1944 года — Военные США рассматривают сценарии соперничества и столкновения с СССР
С лета 1943 Комитет начальников штабов и Управление стратегических служб не покидает мысль о будущих проблемах для США от чрезмерного по их мнению усиления СССР. Начальники штабов уже тогда предрекали, что победа над Германией выведет СССР на «доминирующие позиции» в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.
В специальном докладе КНШ отмечалось: «Разгром Японии, независимо от того, вступят русские в войну или нет, сделает Россию ключевой державой в Северо-Восточной Азии и даст ей возможность диктовать свою волю любым государствам…
…После разгрома Японии, – Соединенные Штаты и Советский Союз будут военными державами первой величины. Это является неизбежным следствием их географического положения и размеров территории, а также широких возможностей по обеспечению своих армий. Хотя Соединенные Штаты и смогут направить свои вооруженные силы в различные заморские районы, относительная сила и географическое положение этих держав, несомненно, помешает военному разгрому одной из них другой, даже если эта держава будет в союзе с Британской империей. Тем более что Британская империя выйдет из войны, потеряв свое экономическое и военное значение».
16 мая 1944 КНШ в меморандуме госсекретарю США Корделлу Хэллу отметил, что в случае вооруженного столкновения с СССР «мы (США) сможем успешно защитить Великобританию. Однако мы не в состоянии нанести поражение России. Другими словами, мы окажемся в войне, которую нельзя выиграть».