Советский и российский штурмовик Су-25 разработан для обеспечения прямой поддержки сухопутных войск в условиях боя днём и ночью при непосредственной видимости цели, а также для уничтожения объектов с известными координатами в различных погодных условиях. Создан Опытно-конструкторским бюро имени Сухого, самолет представляет собой стандартную схему с высоко расположенными крыльями и двумя двигателями, размещенными в гондолах под крыльями у соединения фюзеляжа и крыла. Особое внимание уделялось защите самолета, системам обеспечения выживаемости и спасения пилотов. Су-25 оснащен мощным вооружением, включающим в себя авиационные пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, а также различные типы авиабомб. Его прозвище — «Грач».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТЫ СУ-25
Технические характеристики.
Экипаж: 1 человек
Длина: 15,36 м (с ПВД)
Размах крыла: 14,36 м
Высота: 4,8 м
Площадь крыла: 30,1 м2
Коэффициент удлинения крыла: 6
Коэффициент сужения крыла: 3,38
Угол стреловидности по передней кромке: 20°
Поперечное V крыла: −2,5°
База шасси: 3,57 м
Колея шасси: 2,51 м
Масса пустого: 9315 кг
Масса снаряжённого: 11 600 кг
Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3000 кг
Масса броневой защиты: 595 кг
— фонарь: 48,5 кг лобовое (бронестекло)
— кабина пилота: 424,9 кг
— топливная и масляная системы: 121,6 кг
Масса протектора: 160 кг
Общая масса средств обеспечения БЖ: 1050 кг (7,2% нормальной взлётной массы)
Силовая установка: 2 × ТРД Р-95Ш
Тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН)
Лётные характеристики.
Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
Крейсерская скорость: 750 км/ч
Посадочная скорость: 210 км/ч
Практическая дальность на высоте:
— без ПТБ: 640 км
— с 2× ПТБ-800: 950 км
— с 4× ПТБ-800: 1250 км
Практическая дальность у земли:
— без ПТБ: 495 км
— с 2× ПТБ-800: 620 км
— с 4× ПТБ-800: 750 км
Перегоночная дальность: 1950 км
Практический потолок: 7000 м
Высота боевого применения с максимальной боевой нагрузкой:’ 5000 м
Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч)
Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг)
Нагрузка на крыло: 485 кг/м² (при норм. взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)
Длина разбега:
— на бетонной ВПП: 550 м
— на грунтовой ВПП: 600 м
Длина пробега: (без тормозного парашюта)
— на бетонной ВПП: 600 м
— на грунтовой ВПП: 700 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
— с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5g
— с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g
Вооружение.
Стрелково-пушечное: двуствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 патронов
Точки подвески: 10
Боевая нагрузка:
— нормальная: 1400 кг (4× ФАБ-250 + 2× Р-60 + боезапас пушки)
— максимальная: 4400 кг
Управляемые ракеты:
— ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
— ракеты «воздух-поверхность»: 4 × Х-25МЛ или Х-25МЛП или С-25Л или 2 × Х-29Л
Неуправляемые ракеты:
— 256 (8 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
— 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
— 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
— 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты:
— 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
— 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
— 8 или 32 × 100 кг или
— 8 × контейнеров КМГУ-2
Стрелково-пушечные контейнеры:
— 4 × СППУ-22-1 с отклоняемой в вертикальной плоскости двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 260 снарядов,
— СППУ-30 и СППУ-687 с 30-мм пушками ГШ-30
Авионика.
Лазерная станция подсвета: «Клён-ПС»:
— Масса: 82 кг
— Точность измерения дальности: ± 5 м
— Угол отклонения лазера по высоте: −30°/+6°
— Угол отклонения лазера по азимуту: ± 12°
Спутниковая система навигации: приёмник ГЛОНАСС (для Су-25СМ)
Станция предупреждения об облучении: СПО-15 «Берёза»
Станция оптико-электронных помех: «Липа»
Авиационный оптико-телевизионный прицельный комплекс: И-251 «Шквал» (для Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25ТК)
МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА СУ-25
Су-25. Боевой одноместный штурмовик.
Су-25УБ. Учебно-боевой двухместный штурмовик.
Су-25К. Экспортный вариант Су-25.
Су-25К. Корабельный вариант самолета.
Су-25Т. Противотанковый штурмовик.
Су-28. Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
Су-25УТГ. Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлёту и посадке на палубу авианосцев.
Су-39. Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
Су-25КМ. Модернизированный Израилем штурмовик ВВС Грузии. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
Су-25СМ. Обновление серийных Су-25. Обновлено БРЭО, АО и системы АВ, добавлен ИЛС и МФИ.
Су-25УБМ. Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39.
Су-25М1. Украинский вариант модернизации Су-25, который выполняет Запорожский авиаремонтный завод «МиГремонт».
Су-25УБМ1. Украинская модернизация Су-25УБ аналогично Су-25М1.
Су-25СМ2. Вариант обновления серийных штурмовиков.
Су-25СМ3. Обновлённый одноместный штурмовик. Добавлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки.