16 февраля 1565 года — Началась одно из самых странных и непонятных явлений Русской истории — опричнина Ивана Грозного

16 февраля 1565 года - Началась одно из самых странных и непонятных явлений Русской истории - опричнина Ивана Грозного

Опричнина Ивана Грозного, начавшаяся в этот день, представляет собой одно из самых странных и непонятных явлений в Русской истории.

В начале этого периода Грозный загадочно покидает Москву, забирая с собой из церквей и монастырей самые ценные сосуды, иконы и кресты. Он стремится создать новую столицу для благодатного христианского государства, поселяясь сначала в Александровой слободе. Возвращаясь в Москву, он предпочитает не оставаться в Кремле, а выбирает резиденцию за Неглинной. Позднее у него возникает идея создания новой столицы в Вологде, где начинают строить стены и собор Софии Премудрости Божией. Вновь вернувшись в Александрову слободу, он почти не покидает её.

Опричнина, с её загадочностью и жестокостью, во многом объясняется стремлением Ивана Грозного к созданию нового, неотмирного Царства Божьего, противопоставленного «тёмному царству» земли. Опричнина превращается во что-то похожее на монашеский орден, а её столица — в монастырь. Сам царь, как и все члены опричнины, облачается в монашеские одежды и принимает «иноческие обеты» — клятву верности государю.

Интересно, что опричнина привлекала худородных дворян. Помимо политических причин, это связано с тем, что отверженные «тёмным царством» становились избранными в опричнине. Они вели себя, как представители «Царства иного», отвергая обычные законы и мораль, практикуя крайне необычные обычаи.

Кульминацией опричнины стал разгром Иваном Новгорода в 1570 году. Это событие было настолько трагичным и жестоким, что историки до сих пор спорят о его причинах. Сам Грозный неожиданно отменил опричнину в 1571 году, записывая всех казнённых в поминальные книги церкви и щедро пожертвовав огромные суммы на молитвенные службы.

Однако величие идеи Царства Божьего не смогло спасти Ивана от личных трагедий. В 1581 году его старший сын, царевич Иван, погиб от руки самого отца в Александровской слободе. Этот трагический эпизод стал кульминацией не только опричнины, но и жизни самого Грозного.

«Того же году не в кое время послал царь и великий князь Иван Васильевич к отцу своему и богомольцу к Макарию митропалиту книги просити душепо­лезные. И Макарей прислаше ему погребален (Чин погребения). И князь велики гневашеся на него тайно и рече ему: “Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца”. И рече ему Макарей: “Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезнее: аще хто ея со внимание[м] почитает, и тот в веки не согрешит”.

Данную историю сегодня любят пересказывать — она действительно очень красива и поучительна, но содержится она в Пискаревском летописце (ПСРЛ. Т. 34. С. 190), который существует в единственном экземпляре, был создан спустя почти 30 лет после описываемых событий и содержит в себе, помимо достоверной информации, слухи и легенды.

16 февраля 1565 года - Началась одно из самых странных и непонятных явлений Русской истории - опричнина Ивана Грозного

16 февраля 1565 года - Началась одно из самых странных и непонятных явлений Русской истории - опричнина Ивана Грозного

16 февраля 1565 года - Началась одно из самых странных и непонятных явлений Русской истории - опричнина Ивана Грозного

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *