Екатерина II, укрепляя свою личную власть и стремясь к популярности, проводила активные реформы, включая меры по просвещению. Среди этих инициатив было создание воспитательных домов, женских институтов и благотворительных учреждений. Одним из значимых проектов был Воспитательный дом «приема и призрения подкидышей и бесприютных детей», основанный по указу Екатерины II на Москворецкой набережной. Этот дом стал крупнейшим общественным учреждением в Москве XVIII века и ценным архитектурным памятником.
На протяжении полутора веков сироты, находившиеся в Воспитательном доме, получали начальное школьное образование. Девочки обучались профессиям акушерок и гувернанток, в то время как мальчики получали техническое образование в сфере ремесел. В 1830 году специальные классы, созданные для этой цели, были выделены в Ремесленное учебное заведение (РУЗ), из которого выросло одно из ведущих учебных заведений России – Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, известный как «Бауманка».