10 лет лишения свободы, по приговору военного трибунала, могли быть заменены тремя месяцами штрафбата. За сроки от 5 до 8 лет заключения предусматривались два месяца штрафбата, а до 5 лет – один месяц. Через три месяца максимум человек возвращался в свою часть. Согласно пункту 17 «Положения о штрафных батальонах действующей армии», все освобожденные из штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах.
Любое ранение, даже легкое, считалось «смытым кровью», и военное преступление больше не учитывалось. После медицинской обработки в медсанбате или госпитале солдат возвращался на фронт, но не в штрафбат, а в свою родную часть, со всеми наградами, званиями и орденами, которые были находились на ответственном хранении в отделе кадров фронта.
Орден Славы, вручаемый за боевое отличие, не вызывал радости среди штрафников, так как был считан солдатским орденом, и офицеры им не награждались. Многие старались скрыть свое пребывание в штрафном батальоне, поскольку этот орден мог свидетельствовать об этом (согласно А. Пыльцыну в «Штрафной удар», СПб., 2003).
Разделение на штрафные батальоны и роты обусловлено тем, что первые предназначались для офицеров, а вторые – для солдат. При призыве осужденных их ожидали штрафные роты, а не штрафбат.