Инквизиция на Руси возникла почти сразу после принятия христианства. Православные священнослужители активно боролись с языческой ересью и её распространителями, в первую очередь, ведьмами, ворожеями и мужчинами-волхвами.
Все дела по обвинению в ведьмовстве рассматривала церковь в соответствии с «Уставом князя Владимира о церковном суде». Первым судом над ведьмами стал случай в Суздале, где нескольких «лихих баб» обвинили в неурожае и сожгли на костре. Инквизиция также судила знатных людей, подозреваемых в колдовстве, например, в 1444 году боярина Андрея Дмитровича и его жену обвинили в колдовстве, и они были преданы огню. Часто обвиненных в ворожбе сжигали прямо в их домах.
В период правления Ивана Грозного были организованы активные преследования ведьм. Стоглавый собор запретил держать книги, связанные с волшебством, а обычных людей обязали сообщать о случаях чародейства. В случае обнаружения ворожеев или ведунов, их изгоняли из деревни, предварительно избив и ограбив.
В 1589 году Фёдор, сын Ивана Грозного, издал Судебник, который запрещал самосуд над чародеями и ведьмами. Однако этот запрет действовал недолго. Пытки ведьм возобновились при Алексее Михайловиче и продолжались при его сыновьях и внуках. Создавались специальные органы для расследования дел против церкви и религии, такие как Приказ духовных дел и Приказ инквизиторских дел. Расследованиями также занимались Тайная канцелярия и Сыскной приказ.
Способы пыток русской инквизиции схожи с методами европейской. Ведьм погружали под воду в клетке и смотрели, утонут они или нет. Тех, кто тонул, считали виновными. Применяли многодневные пытки холодной водой, вызывавшие безумие. Инквизиция сжигала ведьм, допустивших свою вину под пытками, а также тех, кто не признавался — молчание тоже рассматривалось как вина.
Со временем власть инквизиции на Руси ослабевала, и вера в колдовство и порчи уменьшалась. Последняя казнь ведьмы на Камчатке произошла в конце XVIII века.