Первый паровоз в России был создан отцом и сыном Е.А. и М.Е. Черепановыми в 1833 году, опередив на два года строительство первого паровоза в Германии. Этот русский паровоз отличался от зарубежных аналогов удачными конструкторскими решениями. Способный перевозить до 3,2 тонн груза со скоростью около 16 км/ч, этот паровоз был первым шагом в развитии паровозостроения в России. Второй паровоз, созданный в 1835 году, уже мог перевозить груз весом до тысячи пудов (16,4 тонн) при скорости 16,4 км/ч.
Несмотря на эти достижения, первые паровозы для использования на Петербургско-Царско-Сельской железной дороге, открытой для публичного пользования в 1838 году, были закуплены за рубежом.
И только когда началось строительство Петербурго-Московской железной дороги в 1843 году, началось создание российских паровозов. Первые паровозы для этой железной дороги были построены на Александровском заводе в 1845 году. Это стало отправной точкой для развития отечественного паровозостроения.