Русский человек никогда не испытывал дискомфорта от неопределенности в понятиях и представлениях. Напротив, он находил в этой неопределенности свою природную обстановку, где мог развернуть свою интуицию и свободу выбора.
Древние русские представления о времени были мягкими и гибкими. В повседневной жизни XIV–XV веков сосуществовали две разные годовые системы – мартовская и сентябрьская. В дополнение к ним, в летописях можно найти и третью систему, которую можно назвать «ультрамартовской».
Для русского человека того времени точные границы времен года не имели большого значения. Например, в летописях времен Ивана III можно найти широкие интерпретации времен года, где март иногда считался зимой, и июль внезапно становился весной.
В XIV веке начали считать началом нового года 1 сентября, но народ больше придерживался древней практики начала года 1 марта, совпадающей с началом весны. В этот день также отмечался преподобный Симеон Столпник, получивший прозвище Симеона Летопроводца, и проводились хозяйственные расчеты.
С началом сентября наступало бабье лето, и женщины могли наконец отдохнуть после летней работы и насладиться последними теплыми днями. Осень также была временем тяжелой работы, включая сушку зерна, которая продолжалась до октября.
Суровые климатические условия средней России, такие как короткое лето и ранние заморозки, требовали дополнительных усилий, чтобы добраться до спелого зерна. Снопы зерна подвергались сушке в огромных сараях, где они подвергались жару от костров внизу.
Также, в сентябре начиналась работа по поддержанию огня в овинах, что было несомненно тяжелой задачей, но крестьяне выполняли ее с большим мастерством. Время от времени овины могли загореться, и их яркое пламя освещало ночное небо. Святая Фекла, чья память отмечалась 24 сентября, получила прозвище Заревница из-за этих пожаров.
Русский крестьянин не заботился о точных определениях времени, но тщательно следил за природой и ее изменениями в соответствии с годовым циклом. Он создавал свои собственные памятные даты, связанные с жизнью природы в Северо-Восточной Руси, и жил в гармонии с ней, адаптируясь к ее прихотям.