18 ноября 1943 года. 880-й день войны
1-й Прибалтийский фронт. Войска фронта продолжали наступление на городокском и витебском направлениях. Преодолевая сопротивление противника, передовые части в районе Большой Прудок перерезали дорогу Городок-Невель.
Белорусский фронт. Гомельско-Речицкая операция. Войска фронта в центре и на левом крыле вели безуспешные наступательные бои.
1-й Украинский фронт. Киевская оборонительная операция. 13-я армия овладела городом Овруч.
Левофланговые соединения 60-й армии под давлением крупных сил врага отошли на рубеж: юго-восточная окраина Житомира, Смолянка, хутор Хинчанка, шоссе у северо-восточной окраины Житомира, Новая Крошня, хутор Свытин, Вересы, Городище, Степеница. Перед левым флангом армии действовало до 280 вражеских танков и 4-х полков пехоты гитлеровцев.
38-я армия при поддержке частей 3-й Гвардейской танковой армии вела упорные бои за восстановление утраченного положения в районе Кочерово и отражала атаки в направлении Брусилова. В результате повторных атак гитлеровцам удалось овладеть хутором Эдуардовка и ворваться в южную часть хутора Морозивка. Наступление врага на Вильшка и Лучин было отбито с большими для него потерями.
2-й Украинский фронт. Войска фронта силами 52-й армии продолжали вести бои за расширение плацдарма на правом берегу Днепра и овладели населёнными пунктами Секирна и Василица.

Из оперативных данных штаба флота
На севере. Пл Щ-404 возвратилась с позиции у Танафьорда в базу, С-15 вышла к мысу Сейбонес, а Л-15 к Нордкапу.
Авиация флота выполнила всего 7 вылетов на прикрытие главной базы и ведение разведки. Самолёты противника вели разведку Мотовского залива, п-ов Рыбачий и Средний. Его артиллерия обстреливала наш передний край. Контрбатарейную борьбу вели батареи Северного оборонительного района.
После постановки мин у залива Петсамонвуоно в базу вернулись 3 катера МО. Внутренние переходы выполнили 15 кораблей, судов и катеров, в том числе прибывший в Молотовск конвой АБ-55.
На западе. Пл М-79 вышла из Новой Ладоги на разведку в р-н Тулокса, а М-77 обследовала о. Валаам.
Авиация флота выполнила 12 самолёто-вылетов на крейсерство в Балтийское море и ведение разведки в Финском заливе. Самолёты врага вели разведку Лавенсари.
6 тщ в охранении 2 мо тралили фвк к югу от о. Сескар и Пенисаари, а 6 тка вышли из Кронштадта к Выборгскому заливу для постановки мин. Продолжались перевозки в Ораниенбаум, переходы конвоев из Кронштадта на Лавенсари и обратно.
Артиллерия противника обстреливала Угольную гавань Ленинграда и катера на фарватерах. Контрбатарейную борьбу и огонь по врагу вели 2 ж.-д., 1 батарея Ижорского и 1 Кронштадтского укрепсекторов.
На юге. В р-н Глейки — Опасная были доставлены 555 человек, 76-мм орудие, два 122-мм миномёта, 116 т боезапаса и различных грузов. Попытка доставить питание нашим войскам в р-не Эльтигена отрядом катеров не увенчалась успехом, при этом мотобот № 35 пропал без вести. 7 батарей Керченской ВМБ обстреливали противника. В течение дня из-за плохой погоды авиация ЧФ вела ограниченные боевые действия, обнаружив в р-не Одессы конвой врага (1 тн и 5 бдб) и потопив торпедой 1 тн (1500 т).
Пл М-117 вышла из Туапсе в р-н Тарханкута. Внутренние переходы выполнили 16 кораблей и судов под прикрытием авиации. Тн «И. Сталин» был атакован вражеской пл, получив попадание 2 торпед в носовую часть, но продолжил движение, повернув в Туапсе.
Сводки Советского Информбюро за 18 ноября 1943 года Великой Отечественной войны
Войска 1-го Украинского фронта, продолжая развивать наступление, в двухдневных упорных боях сломили сопротивление противника и к исходу 17 ноября овладели городом и железнодорожным узлом Коростень.
В районе Житомира и Коростышева наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника. В ходе боёв противник понёс огромные потери в живой силе и технике.
Войска Белорусского фронта, в результате стремительного наступления подвижных соединений и пехоты, в ночь на 18 ноября после трёхдневных ожесточённых боёв овладели городом Речица. Продолжая наступление, войска фронта заняли более 30 населённых пунктов, среди которых районный центр Полесской области Василевичи и крупные населённые пункты Балашевка, Гавеновичи, Будка Шибенка, Старое Красное, Новое Красное, Васильково, Головки. Под ударами наших войск противник понёс огромные потери в живой силе и технике.
В течение 18 ноября в районе нижнего течения реки Принять наши войска вели бои с противником, в ходе которых заняли несколько населённых пунктов; среди них Старые и Новые Храковичи, Лелев, Большой и Малый Корогод, Жолнировка, Ильинцы, Рудня Ильинская.
В излучине Днепра, юго-западнее Днепропетровска, наши войска продолжали вести бои с противником, в ходе которых улучшили свои позиции.
На других участках фронта — разведка и артиллерийско-миномётная перестрелка.
В течение 17 ноября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 75 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 13 самолётов противника.
Войска 1-го Украинского фронта форсировали реку Уж и в результате двухдневных боёв овладели городом и железнодорожным узлом Коростень. Противник на подступах к городу оказывал упорное сопротивление, но был отброшен с большими для него потерями. Войсками генерал-лейтенанта Черняховского, занявшими город Коростень, захвачены большие трофеи: много вооружения, склады и эшелоны с различным военным имуществом. На другом участке наши части, развивая наступление, заняли ряд населённых пунктов. В боях за эти пункты уничтожено до полка немецкой пехоты. Захвачено несколько артиллерийских батарей, склад боеприпасов и два склада с зерном.
В районе Житомира и Коростышева наши войска продолжали вести бои с крупными силами противника. На одном участке немецкая пехота и танки атаковали позиция Н-ской части. Советские бойцы пропустили танки противника через свои боевые порядки, а следовавшую за ними немецкую пехоту встретили сосредоточенным миномётным и пулемётным огнём. Потеряв убитыми 800 солдат и офицеров, гитлеровцы в беспорядке отступили. Огнём нашей артиллерии и бронебойщиков подбито и сожжено 17 немецких танков. На другом участке немцы предприняли двенадцать танковых атак. Противник бросал одну группу танков за другой, пытаясь любой ценой прорвать нашу оборону. В результате ожесточённого боя, длившегося весь день, все атаки гитлеровцев отбиты. В этом бою наши войска подбили и уничтожили свыше 40 немецких танков, 9 самоходных орудий и 11 бронетранспортёров.
Войска Белорусского фронта после трёхдневных ожесточённых боёв овладели городом Речица. Вчера гвардейцы-танкисты с северо-запада атаковали немцев, оборонявшихся в Речице. В это же время наши пехотные части ворвались в город с юго-запада. В результате уличных боёв противник был разгромлен. Отдельные группы немцев в панике пытались на плотах и лодках переправиться на левый берег Днепра, но были полностью уничтожены. На улицах Речицы противник оставил десятки артиллерийских орудий, много пехотного оружия и автомашин. Захвачены крупные склады с военным имуществом. Западнее Речицы наши подвижные части, стремительно продвигаясь вперёд, овладели районным центром Полесской области Василевичами и рядом других населённых пунктов.
Советские бойцы освободили 13 тысяч мирных советских граждан, которых немцы угоняли на каторгу в Германию.
В излучине Днепра, юго-западнее города Днепропетровск, наши войска продолжали вести бои с противником и улучшили свои позиции. Стремясь остановить продвижение советских частей, немцы несколько раз переходили в контратаки. Части Н-ского соединения отбили все контратаки противника и истребили до 1.200 немецких солдат и офицеров.
В Балтийском море потоплен немецкий транспорт водоизмещением в 4 тысячи тонн.
В Чёрном море потоплены самоходная десантная баржа и сторожевой катер противника.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Ленинградской области, совершил нападение на железнодорожную станцию. Партизаны истребили 40 немецких солдат, охранявших воинский эшелон, стоявший на станции, уничтожили паровоз, 24 платформы с автомашинами и 2 вагона с запасными частями. Кроме того, советские патриоты взорвали свыше километра рельсов и разрушили телефонно-телеграфную линию связи.
Пленный солдат 3 роты 53 полка 14 немецкой моторизованной дивизии Антон Шенк рассказал: «Весной во Франции сформировалась новая 371 пехотная дивизия (старая дивизия под этим же номером, входившая в состав 6-й армии, была уничтожена под Сталинградом). Я находился в 671 полку. Осенью из состава дивизии начали выделять значительные группы солдат в маршевые батальоны для отправки на Восточный фронт. В 9 роте 671 полка дважды брали людей для посылки в Россию. После этого в роте осталось всего лишь 20 человек. Никому не хотелось ехать в Россию, ибо все понимали, что там нас ждёт гибель. Некоторые солдаты всеми способами старались остаться во Франции, симулировали болезни, наносили себе увечье. 10 октября, накануне нашего отъезда, в 671 полку был расстрелян перед строем солдат, дезертировавший из своего подразделения, как только он узнал, что его направляют на Восток».
Жители села Терюха, Гомельской области, составили акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев. В акте говорится: «Отступая из села Терюха, немцы совершили чудовищное злодеяние над мирным населением. Собрав 38 жителей, среди которых были старики, старухи и дети, гитлеровцы загнали их в дом и подвергли зверским пыткам. При осмотре трупов установлено следующее: у семилетней девочки Нины Кротовой выколоты глаза, у Евдокии Кротовой, 65 лет, вырезаны груди, а плечи и живот исколоты штыками, у двухлетней Тани Селивановой выколоты глаза и разбита голова. Немецкие изверги убили Афанасия Лупиненко, Селиванову Любу и её восьмилетнюю дочь и других, ни в чем не повинных взрослых и детей».
Акт подписали жители села Терюха: И. Ермаков, Ф. Кротов, Н. Медведев, П. Сычёв, М. Кротов, К. Ермаков, Н. Аднаучка и другие.
18 ноября 1943. СССР предупреждает Британию о недопущении после войны прежней политики

18 ноября вышла в газете «Известия» вышла редакционная статья. Поскольку «Известия» были официальным органом Верховного Совета СССР, то статья — официальная позиция правительства Советского Союза.
Материал назывался «К вопросу о федерациях «малых» государств в Европе» и был по сути посланием Британии. СССР, можно сказать, принимал вызов Лондона, начать борьбу за сферы влияния в Европе. И предупреждал его: нам неинтересны ваши правительства в изгнании (например, польское), и мы не допустим нового «санитарного кордона» на границах СССР.
«… Советская точка зрения полностью признает, что освобождение малых стран и восстановление их независимости и суверенитета является одной из важнейших задач послевоенного устройства Европы и создания прочного мира. Однако советская точка зрения при этом учитывает ту конкретную обстановку, в которой малые нации окажутся сразу после окончания войны.
Какова в самом деле будет эта обстановка? Совершенно очевидно, что все европейские отношения в первый период после ликвидации военных действий будут находиться в состоянии большой текучести и неопределенности. Малым странам потребуется известное время для того, чтобы в полной мере разобраться в новой, созданной в результате войны ситуации. Нужно будет время, чтобы разобраться и во вновь сложившихся отношениях с соседними и другими государствами без какого бы то ни было постороннего вмешательства или внешнего давления, направленных на то, чтобы побудить эти малые страны войти в ту или иную новую группировку государств…
На Московской конференции советская делегация, исходя из изложенных выше принципиальных соображений, заявила с достаточной ясностью, что преждевременное и, возможно, искусственное прикрепление малых стран к теоретически запланированным группировкам было бы чревато опасностями как для самих этих стран, так и для будущего мирного развития Европы. И это вполне понятно, так как такой важный шаг, как федерирование с другими странами и возможный отказ от части своего суверенитета, допустим лишь в порядке свободного и хорошо продуманного волеизъявления народов.
Из сказанного выше вытекает ряд важных выводов.
Во-первых, можно считать, что эмигрантские правительства оккупированных немцами малых стран, как недостаточно крепко связанные со своими народами, не смогут обеспечить в полной мере выражение действительной воли своих народов, чтобы решить такой важный вопрос, как вопрос о федерации. Всякая попытка эмигрантских правительств, находящихся, как известно, в особом положении, сделать что-либо подобное может быть воспринята их народами как навязывание решений, не соответствующих их желаниям и постоянным стремлениям.
Во-вторых, весьма вероятно, что даже новые правительства, созданные в ныне оккупированных странах, еще не будут достаточно авторитетны и устойчивы для того, чтобы без риска нарушить волю народа и тем самым вызвать какие-либо осложнения взяться за решение вопроса о федерации.
В-третьих, наконец, не может подлежать сомнению, что лишь после того, как ситуация после окончания войны уже несколько устоится и малые страны обретут необходимое спокойствие и уверенность в своей независимости, обсуждение вопроса о федерациях может принять более плодотворный характер.
Советская точка зрения сводится в соответствии с вышеизложенным к признанию того, что было бы преждевременным уже теперь намечать и, таким образом, искусственно поощрять создание каких-либо федераций или каких-либо иных форм объединения малых государств…
Далее — и это следует особенно подчеркнуть — советская точка зрения решительно отвергает всякие попытки воскресить политику «санитарного кордона» против СССР, в какие бы формы они ни маскировались…»