16 ноября 1943 года. 878-й день войны
1-й Прибалтийский фронт. Войска фронта, действовавшие на городокском направлении, в 10.00 утра перешли в наступление и, преодолевая сопротивление противника, форсировали реки Оболь, Черновка и развивали успех в юго-восточном направлении.
Западный фронт. Оршанская операция. Войска фронта силами 10-й Гвардейской, 31-й, 5-й и 33-й армий продолжали вести ожесточённые бои с контратакующими пехотой и танками противника. В результате напряжённых боёв, части 10-й Гвардейской и 33-й армий вновь выбили неприятеля из ряда опорных пунктов и на отдельных участках продвинулись вперёд.

Белорусский фронт. Гомельско-Речицкая операция. Войска левого крыла и центра фронта продолжали наступление севернее Гомеля. Отражая контратаки противника, части продвинулись до 10 км и овладели 34 населёнными пунктами.
1-й Украинский фронт. Киевская оборонительная операция. Правофланговые соединения 60-й армии продолжали наступление и, продвинувшись на 5-12 км, завязали бои на восточной окраине города Коростень.
Части 1-го Гвардейского кавкорпуса, переданные в оперативное подчинение 60-й армии, вели напряжённые бои с немецкими танками, наступавшими из района Перливка. В результате вражеских контратак подразделения 2-й и 7-й Гвардейских кавалерийских дивизий были отброшены противником за реку Каменка на участке Каменка, Слобода, Селец.
38-я армия совместно с частями 3-й Гвардейской танковой армии вела напряжённые бои корнинской группировкой гитлеровцев и отражала многочисленные танковые атаки врага, предпринятые им из района Станишевка на Житомир.
3-й Украинский фронт. Войска фронта продолжали наступление в прежних направлениях и, отражая неоднократные контратаки пехоты и танков противника, овладели 8 населёнными пунктами, в том числе Весёлая Долина, Томаковка и Смаленка.
46-я армия на левом фланге и в центре продвинулась на 3-5 км и овладела 6 населёнными пунктами.
Из оперативных данных штаба флота
На севере. Сохранявшаяся плохая погода позволила авиации СФ выполнить только 3 самолёто-вылета на разведку. Береговая батарея с п-ова Средний обстреляла выходившее из Петсамо судно, другие батареи вели контрбатарейную борьбу. Внутренние переходы выполняли 33 корабля и судна. Из их числа эм «Разумный» и «Куйбышев», вступавшие в охранение ледокола «Иосиф Сталин» и ледореза «Литке», дважды атаковывали пл врага. Дозоры несли 3 скр и 3 ска.
На западе. Авиация БФ в 31 самолёто-вылете вела разведку, поиск кораблей противника, наносила бомбово-штурмовой удар по Нарве, потеряв 1 Ил-4. Самолёты врага вели разведку Островной ВМБ и района большой трассы на Ладо-ге.
Продолжались перевозки грузов на Лавенсари и в Ораниенбаум. На Ладоге из-за свежей погоды и ледостава они велись ограниченно. 4 тщ тралили фвк №№ 1-б и 1-в. Из Морье на поиск противника вышли МО-199 и МО-228.
На юге. Авиация флота вела поиск неприятельских плавсредств на коммуникациях Севастополь — Одесса — Скадовск, бомбила Севастополь и ставила на его рейде мины, потеряв при этом 1 самолёт.
АВФ перевезла в р-н Глейки — Опасная 3739 человек, значительное количество 45-мм, 76-мм и 122-мм орудий, 37-мм орудий зенитной артиллерии, 74 автомашины, 349 т боезапаса и около 318 т различных грузов. У Эльтигена 3 отряда наших катеров вступили в бой с плавсредствами противника. Получили повреждения бка № 306 и ска № 018, а бка № 2305 сел на камни. Совершив 37 вылетов, авиация флота бомбардировала плавсредства врага в порту Феодосия, в р-не мыса Чауда, в Киик-Атламе, Чонгелек-Татарском и коммуне «Инициатива».
Внутренние переходы выполнили 8 кораблей, судов и катеров. Танкер «И. Сталин» был безуспешно атакован 2-торпедным залпом пл противника, его переход прикрывали 24 самолёта.
Сводки Советского Информбюро за 16 ноября 1943 года Великой Отечественной войны
В течение 16 ноября на Коростенском направлении наши войска заняли более 60 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Тарасы, Звиздаль, Буда Клещёвская, Лозница, Любарка, Калиновка, 0быходы, Медыновая Слобода, Липляны, Мелени, Злобичи, Шершни, Ковали, Турчинка и железнодорожные станции Чеповичи, Турчинка.
В районах Фастова и юго-восточнее Житомира наши войска отбивали контратаки крупных сил пехоты и танков противника.
В районе Речицы наши войска овладели сильно укреплёнными опорными пунктами противника Безуев, Гариводы, Салтаново, Крынки, Лизки, Бабичи, Короватичи, Переволока, Вишемир, Петрицк и железнодорожной станцией Бабичи. Как и в предыдущих боях, противник понёс огромные потери в живой силе и технике.
В районе севернее Гомеля наши войска вели бои по расширению плацдарма на правом берегу реки Сож и овладели рядом сильно укреплённых пунктов противника, значительно улучшив свои позиции.
На других участках фронта — разведка и артиллерийско-миномётная перестрелка.
В течение 15 ноября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 81 немецкий танк. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 8 самолётов противника.
На Коростенском направлении наши войска освободили от немецких захватчиков более 60 населённых пунктов, а также овладели станцией Чеповичи на железной дороге Малин — Коростень и станцией Турчинка на железной дороге Житомир — Коростень. За день боёв уничтожено свыше 1.000 немецких солдат и офицеров. Захвачены 19 орудий, 2 склада боеприпасов, вещевой склад и много других трофеев. На одном участке немецкие танки атаковали подразделение, где командиром т. Валяев. Наши бойцы гранатами вывели из строя 6 вражеских танков. Немецкие танкисты пытались спастись бегством, но были уничтожены огнём из автоматов. На другом участке группа сапёр во главе с капитаном Григорьевым напала на немецкий обоз. Советские бойцы уничтожили свыше 50 гитлеровцев. Захвачено 2 орудия и 45 повозок с военным имуществом.
В районе Фастова и юго-восточнее Житомира наши войска, отбивая контратаки противника, сожгли и подбили 35 немецких танков и 7 самоходных орудий. Большой урон нанесён и мотопехоте противника. Только на одном участке немцы оставили на поле боя свыше 600 трупов своих солдат и офицеров и 40 разбитых автомашин.
Советская авиация продолжала наносить удары по скоплениям немецких войск. Наши штурмовики и бомбардировщики повредили и уничтожили до 20 танков, 90 автомашин, рассеяли и частью уничтожили до батальона гитлеровцев.
В районе Речицы противник, подтянув резервы, безуспешно пытался остановить наступление наших войск. Сломив сопротивление противника, бойцы Н-ского соединения овладели несколькими сильно укреплёнными опорными пунктами и железнодорожной станцией Бабичи. В течение дня уничтожено до полка немецкой пехоты. Нашими частями захвачено много орудий, автомашин, несколько крупных складов и другие трофеи.
Севернее Гомеля наши войска вели бои за расширение плацдарма на правом берегу реки Сож. Части Н-ского соединения атаковали противника и заняли несколько его опорных пунктов. Немцы неоднократно пытались вернуть потерянные позиции, но были отброшены. В бою за эти опорные пункты наши бойцы истребили до 1.500 гитлеровцев. Захвачено у немцев 8 самоходных и 24 полевых орудия, 11 миномётов, 170 станковых и ручных пулемётов, склад боеприпасов, продовольственный и вещевой склады.
Взяты пленные.
В Чёрном море потоплены 4 быстроходных десантных баржи и сторожевой катер противника.
Несколько партизанских отрядов, действующих в Ровенской области, в течение октября пустили под откос 13 воинских эшелонов и 2 восстановительных поезда противника. Группы автоматчиков партизанских отрядов имени Молотова, имени Боженко и «За победу» обстреляли и забросали гранатами немецкую автоколонну. Уничтожено 24 грузовых автомашины и убито несколько десятков немецко-фашистских оккупантов.
Пленный штабс-фельдфебель штабной роты 146 мотополка 25 немецкой танковой дивизии Францишек Железник рассказал: «25 танковая дивизия находилась с начала 1943 года в Норвегии, в районе Осло. В состав дивизии входят: 9 танковый полк, 146 и 147 мотополки, 91 артполк, разведотряд, сапёрный и зенитный батальоны, батальон связи и другие подразделения. В сентябре дивизию перебросили из Норвегии во Францию, а потом спешно отправили на советско-германский фронт. Предполагалось, что дивизия будет действовать в районе Кривого Рога, но, пока мы были в пути, на Киевском участке фронта создалось очень тяжёлое положение. 6 ноября нас с ходу бросили в бой в районе Фастова. За несколько дней боёв мы понесли большие потери. Положение особенно усложнилось после того, как русские танкисты прорвались в наш тыл и разгромили штаб дивизии».
Жители Савеевского сельсовета, Смоленской области, составили акт о зверствах немецко-фашистских захватчиков. В акте говорится: «С первых же дней оккупации гитлеровцы начали творить дикий произвол над советскими гражданами. Фашистские мерзавцы врывались в дома, грабили и убивали мирных жителей. По нашим сёлам как бы прошел чёрный мор. В мае прошлого года немцы сожгли 15 селений Савеевского сельсовета. Огнём уничтожены сотни жилых домов и колхозных построек. В селении Ново-Никольское гитлеровские палачи расстреляли 11 женщин и детей. В деревне Серебрянка фашистские изверги загнали в один дом 18 жителей и заживо сожгли их.
Отступая под ударами Красной Армии, немцы угоняли население. Спасаясь от гитлеровцев, многие жители с риском для жизни убегали в пути. Однако сотни советских людей были пойманы и насильно угнаны на каторжные работы в Германию. Подгоняемые немецкими солдатами, наши односельчане, полураздетые и голодные, со слезами покидали родную землю. Трудно передать словами те жуткие картины, свидетелями которых мы были».
Акт подписали жители деревни Ново-Никольское: Владимир Лавеченков, Надежда Лавеченкова, Матрёна Муравьёва, Анастасия Лавеченкова и другие.
16 ноября 1943. Поляки требуют от США и Англии соглашения с СССР или они обещают сопротивление

МЕМОРАНДУМ ПОЛЬСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРЕЗИДЕНТУ США ФРАНКЛНУ РУЗВЕЛЬТУ И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ ВЕЛИКОБРИТАНИИ УИНСТОНУ ЧЕРЧИЛЛЮ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ОТКАЗА ПОЛЬШИ ОТ ЕЕ ВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И О НЕПРИЗНАНИИ ПРИНЦИПА КОМПЕНСАЦИИ НА ЗАПАДЕ
В ходе последней беседы с г-ном Иденом, состоявшейся 5 октября перед его отъездом в Москву, польский премьер-министр Миколайчик представил ему документы, в которых подчеркивалось доверие, выражаемое политике Польского правительства со стороны польского народа в Польше и поляков за рубежом1. Опираясь на эту поддержку, г-н Миколайчик еще раз упомянул о полном доверии, которое испытывает польский народ и Польское правительство в отношении Великобритании и Соединенных Штатов. Он обратился с просьбой гарантировать и защитить право союзнического Польского правительства на немедленное установление администрации на польских территориях сразу после освобождения их от немецкой оккупации. Также он просил гарантировать сохранность жизни и имущества польского населения в случае продвижения советских войск вглубь Польши. В то же время он призвал к вмешательству, которое могло бы привести к возобновлению польско-советских отношений. Их установление, в свою очередь, в нынешних обстоятельствах становится безотлагательным вопросом.
Нежелание Польского правительства вступать в дискуссии по вопросам границ основано на следующих соображениях:
1) Польша, вступившая в войну в 1939 г. для защиты своей территории, никогда не прекращала сражаться и не совершала предательств и имеет полное право рассчитывать, что выйдет из войны без сокращения своей территории.
2) Польские восточные земли, которые являются объектом советских притязаний, составляют половину территории Польской республики. Там находятся важнейшие центры польской национальной жизни. Они неразрывно связаны с Польшей традициями, культурой и цивилизацией. Поляки, проживавшие там веками, составляют относительное большинство населения этих земель. С другой стороны, более низкая плотность этого населения и его возможности экономического роста дают Польше социально обоснованные средства решения проблем перенаселения ее западных и южных провинций.
3) Польское правительство не видит для себя возможности вступить в дискуссию по вопросу о территориальных уступках прежде всего по той причине, что подобное обсуждение при отсутствии эффективных гарантий польской независимости и безопасности, предоставленных Великобританией и Соединенными Штатами, скорее всего приведет к череде выдвижения все новых и новых требований.
Предоставление Польше в качестве компенсации Восточной Пруссии, Данцига, Опольской Силезии, а также выпрямление и сокращение польских западных границ в любом случае продиктовано необходимостью разоружения Германии, обеспечения стабильности будущего мира и безопасности Польши и других стран Центральной Европы. Таким образом, передача Польше этих территорий не может справедливо рассматриваться как предмет компенсации в обмен на уступку СССР польских восточных земель, которые по указанным выше причинам вовсе не имеют для СССР той значимости, которую представляют для Польши.
Попытки, предпринятые для определения судьбы польских восточных территорий посредством народного голосования, организованные оккупационными властями в зоне советской оккупации, не имеют никакого значения — ни политического, ни юридического.
Невозможно получить действительное выражение воли населения, проживающего на этих территориях, ввиду беспощадных методов, используемых сегодня, и тех, что применялись в прошлом сменявшими друг друга оккупантами.
Напомнив о секретном меморандуме, переданном г-ну Идену перед его отъездом на Московскую конференцию, Польское правительство представляет ниже основные положения инструкции, которые были недавно переданы Подпольной организации в Польше.
Восстание в Польше против Германии планируется начать в то время, которое будет полностью согласовано с нашими союзниками — либо до, либо в самый момент вступления советских войск в Польшу.
В соответствии с принципами, принятыми в Квебеке, Польское правительство имеет право осуществлять суверенную власть над польскими землями, так как они освобождены от врага. Следовательно, в случае вступления советских войск в Польшу после возобновления польско-советских отношений Польское правительство, как оно уже сообщило Британскому правительству, будет стремиться немедленно вернуться в Польшу вместе с главнокомандующим — и сотрудничать в дальнейшей борьбе с Германией.
Вступление советских войск на территорию Польши без предварительного возобновления польско-советских отношений вынудит Польское правительство предпринять политические действия против нарушения польского суверенитета, в то время как местная польская администрация и армия в Польше будут вынуждены продолжать действовать в подполье. В этом случае Польское правительство предусматривает использование средств самообороны там, где подобные меры станут необходимы вследствие советских методов террора и уничтожения польских граждан.
Московская конференция, как следует из информации, переданной г-ном Иденом, не приближает удовлетворительного решения вопроса о возобновлении польско-советских отношений. В то же время ситуация на Восточном фронте указывает на то, что советские войска очень скоро могут пересечь границы Польши. Польское правительство имеет, однако, причины опасаться, что в нынешних условиях жизнь и имущество польских граждан может подвергнуться опасности после вступления советских войск в Польшу и создания в ней советской администрации. В этом случае ожидаемой будет отчаянно-негативная реакция польского общества, как следствие нарушения принципов, принятых в Квебеке и гарантирующих Объединенным Нациям их свободы и собственную администрацию.
Принципы, предусмотренные для Италии на Московской конференции, ни в коем случае не могут удовлетворить Польшу. Администрация, возглавляемая в Польше командующими советских войск, даже в случае сотрудничества с британскими и американскими офицерами связи, низведет Польшу, страну-союзника, на тот же уровень, на котором находится Италия — страна вражеского лагеря; на практике сотрудничество ограниченного числа британских и американских офицеров связи не сможет защитить интересы польского населения на территориях, оккупированных советскими войсками.
В такой ситуации Польское правительство обращается с настоятельным призывом к г-ну Черчиллю вместе с маршалом Сталиным вмешаться в эту ситуацию — с целью восстановления польско-советских отношений и обеспечения интересов польского государства, жизни и имущества его граждан после вступления советских войск на территорию Польши.
Польские летчики, моряки и солдаты, ведя борьбу с общим врагом, должны быть уверены, что их семьи воссоединятся и что они могут рассчитывать на возвращение в свободную и независимую Польшу.