15 ноября 1943 года. 877-й день войны
1-й Прибалтийский фронт. Войска фронта продолжали вести упорные, наступательные бои севернее озёр Мелкое и Езерище и на витебском направлении. Преодолевая ожесточённое сопротивление противника, и, отбивая его неоднократные контратаки, наступающие части на отдельных участках продвинулись вперёд на 1,5-2 км.
Белорусский фронт. Гомельско-Речицкая операция. Войска левого крыла фронта продолжали развивать наступление, продвинулись до 7-ми километров и перерезали железную дорогу Гомель – Калинковичи в районе станции Демехи. Одновременно 11-я и 63-я армии частью сил возобновили наступление с плацдармов севернее Гомеля и, сломив ожесточённое сопротивление противника, овладели несколькими населёнными пунктами.
1-й Украинский фронт. Киевская оборонительная операция. Правофланговые части 60-й армии, продолжая вести наступательные бои, вышли на подступы к городу Коростень.
Противник, сосредоточив 8 танковых и танко-гренадёрских, 7 пехотных дивизий, перешёл в контрнаступление, нанося удары из районов западнее Фастова и южнее Житомира, стремясь к шоссе Житомир-Киев.
38-я армия с танковой группой (4 танковые бригады) 3-й Гвардейской танковой армии вела напряжённые бои с противником, развернувшим наступление из района Ивница вдоль шоссе на Житомир и с рубежа местечек Ходорков и Корнин. В результате упорных боёв неприятель прорвал участок обороны 30-й стрелковой дивизии западнее Ивницы и, наступая вдоль шоссе Житомир – Киев, вышел на тылы советских частей, оборонявшихся на рубеже реки Гуйва.
Другая группировка врага — 2 танковые и 1 танко-гренадёрская дивизия после многократных атак овладела 6-ю населёнными пунктами, в том числе Соловьёвка и Гнилец.
2-й Украинский фронт. Войска фронта продолжали вести наступление, однако незначительного продвижения удалось добиться лишь частям 7-й Гвардейской армии. Наступление соединений 37-й, 57-й и 5-й Гвардейской танковой армий было отражено неприятелем, при этом части 37-й армии после упорных боёв оставили населённый пункт Червона Балка.
4-й Украинский фронт. Войска фронта вели бои по восстановлению положения на Кирнбурнской косе и отражали атаки 17-й немецкой армии южнее Сиваша.
2-я Гвардейская армия полностью восстановила положение в районе хутора Саги и частью сил, ведя наступательные бои на Кирнбурнской косе, и, отразив вражеские контратаки, подошла к окраинам населённого пункта Покровские Хутора.
Манштейн: «15 ноября 48 тк начал наносить намеченный удар, который привел к тому, что продвигавшиеся от Киева на юго-запад танковые корпуса противника — ближайшая цель удара — были разбиты. Затем 48 тк повернул на запад и нанес удар по силам, преследовавшим 13 ак. Житомир снова оказался в наших руках. Последний намечавшийся удар корпуса на восток вдоль большого шоссе Житомир — Киев в тыл противнику, находившемуся южнее Киева, был сорван в результате распутицы.»

Из оперативных данных штаба флота
На севере. Авиация СФ в 24 самолёто-вылетах вела разведку и прикрывала главную базу флота, сбив 1 Ме-109.
Артиллерия Северного оборонительного района вела контрбатарейную борьбу. Внутренние переходы выполнили 18 кораблей, судов и катеров. Дозоры несли 3 скр и 3 ска.
На западе. Самолёты БФ выполнили 3 вылета на поиск кораблей врага. Продолжалось траление фарватеров на подходе к Кронштадту. Здесь при взрыве неконтактной мины получил повреждение тщ № 45, после чего фарватер про-бомбили 3 малых охотника. Перевозки грузов между Кронштадтом и Лавенса-ри, а также Ленинградом, Лисьим Носом и Ораниенбаумом по малой трассе Ладоги тоже продолжались.
На юге. Пл Щ-215 (капитан 3 ранга Грешилов М.В.) у Тарханкута 2-торпедным залпом по отряду вооруженных судов и катеров противника потопила 1 бдб MFP-592 (350 т). Пл М-111 и М-117 возвратились с позиций в Туапсе, а Щ-209 вышла из Батуми для высадки разведгруппы в р-не Тарханкут — Феодосия.
Положение войск на Керченском п-ове оставалось без изменений. За день АВФ перевезла 3110 человек, 18 орудий и 8 миномётов, 12 танков, 80 автомашин, 1 бтр, 371 т боеприпасов и более 150 т различных грузов. В р-н Эльтегена из-за штормовой погоды перевозка войск и грузов не производилась. Авиация в 183 самолёто-вылетах штурмовала плавсредства врага в Камыш-Буруне, Киик-Атламе и его артбатареи в р-не оз. Тобечикское, сбрасывали продовольствие и боезапас нашим войскам в Эльтигене, сбив в воздушных боях 2 самолёта врага и потеряв 2 ЛАГГ, вела поиск плавсредств противника на коммуникациях Крыма и в западной части Чёрного моря, где у мыса Бурнас атаковала конвой (2 тн, 2 эм, 1 тщ, 2 ска) 5 торпедами и предположительно потопила 1 тн (ок. З тыс. т), потеряв при этом торпедоносец. Из Кротова в р-н Эльтигена вышли 3 отряда (18 ед.) с задачей уничтожения неприятельских плавсредств.
Внутренние переходы выполнили 31 корабль, судно и катер. На мине подорвался тка № 35.
Сводки Советского Информбюро за 15 ноября 1943 года Великой Отечественной войны
В течение 15 ноября на Коростенском направлении наши войска овладели районным центром Киевской области Каганович (Хабное), районным центром Житомирской области Базар, а также заняли более 40 других населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Марьяновка, Яблонька, Раговка, Рудня Осушня, Большие Минки, Недашки, Савлуки, Ксаверов, Скураты, Владовка, Юзефовка.
В районах западнее Фастова и юго-восточнее Житомира наши войска отбивали контратаки крупных сил пехоты и танков противника.
Южнее и юго-западнее Речица наши войска, сломив сопротивление противника, овладели сильно укреплёнными опорными пунктами его обороны Красноселье, Храбрый, Ровное, Коростань, Подмостье, Демехи, Молчаны, Капоровка, Будка, Андреевка, Романовка, Осиповка, Удалевка, Тихановка, и железнодорожной станцией Демехи, прервав таким образом сообщение по железной и шоссейной дорогам Гомель-Калинковичи. В боях противник понёс огромные потери в живой силе и технике.
На Керченском полуострове наши войска продолжали вести бои по расширению плацдармов в прежних районах.
На других участках фронта — разведка и артиллерийско-миномётная перестрелка.
В течение 14 ноября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 114 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 19 самолётов противника.
На Коростенском направлении наши войска, преодолевая сопротивление противника, овладели районным центром Житомирской области Базар. Занят также районный центр Киевской области Каганович (Хабное). На одном участке немцы, стремясь задержать продвижение советских войск, предприняли контратаку. В результате боя наши части нанесли противнику тяжёлый урон и вынудили его отступить. Преследуя отступавших гитлеровцев, советские бойцы заняли ряд населённых пунктов и захватили 12 орудий, 22 миномёта, 80 пулемётов, 2 склада с боеприпасами, склады с зерном и сапёрным имуществом. Противник оставил на поле боя свыше 800 трупов своих солдат и офицеров.
В районе западнее Фастова и юго-восточнее Житомира наши войска отбивали контратаки крупных сил пехоты и танков противника. На одном участке советские артиллеристы подбили и сожгли 30 немецких танков. На другом участке советские танкисты отбросили перешедшего в контратаку противника. Гитлеровцы оставили на поле боя 6 подбитых танков и свыше 500 трупов своих солдат и офицеров.
Наша авиация наносила удары по скоплениям танков и мотопехоты противника. В результате боевых действий авиации уничтожено и повреждено 19 немецких танков, разбито 80 автомашин и железнодорожный эшелон противника.
На Керченском полуострове наши войска продолжали вести бои за расширение плацдармов. Северо-восточнее гор. Керчь бойцы Н-ской части атаковали противника и в результате ожесточённой схватки выбили его из траншей. На поле боя осталось до 300 трупов немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи и пленные. Немцы предприняли несколько контратак с целью вернуть потерянные ими позиции в районе опорного пункта Колонка. Все контратаки противника отбиты с большими для него потерями.
Наши лётчики в воздушных боях сбили 12 немецких самолётов.
Южнее и юго-западнее Речицы, на правом берегу Днепра, наши войска овладели рядом сильно укреплённых пунктов обороны противника. Немцы подтянули на этот участок резервы, но все их попытки остановить наступление наших частей успеха не имели. Продвигаясь вперёд, наши войска овладели железнодорожной станцией Демехи (западнее Речицы) и прервали сообщение как по железной дороге, так и по шоссе Гомель — Калинковичи. За истекший день убито до 3.000 немецких солдат и офицеров и уничтожено 40 танков противника. Захвачены у немцев 27 исправных танков, 32 полевых и 7 самоходных орудий, 477 грузовых и 8 легковых машин, склад с бензином, 9 складов боеприпасов, 12 радиостанций и другое военное имущество. Взято в плен значительное число немецких солдат и офицеров.
В Чёрном море потоплен транспорт противника водоизмещением в 1.500 тонн.
Несколько объединённых партизанских отрядов, действующих в Витебской области, за последнее время разгромили немецкие гарнизоны в 14 населённых пунктах. Советские патриоты взорвали и сожгли 5 танков, 34 автомашины и 11 складов с боеприпасами, продовольствием и горючим. В боях с противником партизаны уничтожили до 400 гитлеровцев. Захвачено у немцев 28 пулемётов, 12 миномётов и более 300 винтовок.
Перешедший на сторону Красной Армии лейтенант 23 немецкой танковой дивизии Вильгельм Н. рассказал: «В последних боях 23 дивизия понесла чрезвычайно тяжёлые потери. Вновь сформированный 128 моторизованный полк сейчас насчитывает всего лишь 200 человек. В 128 артиллерийском полку солдат осталось ещё меньше. На одной станции русские захватили танки и орудия, только что привезённые из Германии для восполнения наших потерь. Многие солдаты и офицеры раньше верили в успех тотальной мобилизации. Теперь же каждый здравомыслящий человек понимает, что тотальная мобилизация ничего не дала. Тотальная мобилизация была объявлена зимой. С тех пор военное положение Германии не только не улучшилось, а, напротив, резко ухудшилось. Русские выбили нас из Орла, Брянска, Донбасса и уже вернули большую часть Украины. Немецкая армия катится по наклонной плоскости. Крах ещё можно отсрочить, но предотвратить его уже нельзя».
Жители деревни Луганск, Запорожской области, составили акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев. В акте говорится: «За время своего хозяйничания немецкие захватчики разграбили всё имущество колхоза. На каждом шагу оккупанты притесняли и издевались над мирными жителями. За невыход или опоздание на работу немцы избивали колхозников и сажали в погреб. Перед отступлением фашистские изверги ходили из дома в дом, забирали одежду, обувь, ценные вещи, били посуду и ломали мебель. После этого грабежа немцы подожгли деревню. Огнём уничтожено 46 жилых домов со всеми хозяйственными постройками, школа, дом правления колхоза и другие здания. Гитлеровцы под угрозой расстрела приказали всему населению эвакуироваться в немецкий тыл. Жители, узнав о приближении Красной Армии, попрятались в балках и рвах и таким образом избежали фашистской неволи». Акт подписали: зоотехник Н. Анисимова, колхозники А. Швыдкий, Т. Тарасенко, А. Супрун и другие.
15 ноября 1943 года. Танкист Анатолий Хуторянский совершил геройский подвиг при захвате плацдарма

15 ноября 1943 года старший лейтенант Анатолий Хуторянский, командир танковой роты 253-го отдельного танкового полка 11-й армии Белорусского фронта, смело руководил своими танками в переправе через реку Сож, несмотря на интенсивный огонь противника. Вместе с пехотой он успешно захватил плацдарм у деревень Золотой Рог, Калиновка и Буденовка.
На следующий день, на этом плацдарме, разразился ожесточенный бой. В сложных условиях, рота Хуторянского нанесла удар по флангам врага, принимая на себя сильный огонь. Сам командир получил ранение, но не покинул свой отряд.
Несмотря на ранение, Анатолий Хуторянский покинул медицинский отряд и 21 ноября 1943 года во главе роты тяжелых танков вновь вступил в бой. В ходе наступления его танк был подвергнут огню и загорелся, но несмотря на это, он продолжал сражаться на пылающем машине. Однако в результате вторичного попадания вражеского снаряда в башню танка, Хуторянский погиб.
Герой Советского Союза Анатолий Хуторянский был посмертно удостоен этой высокой награды за образцовое выполнение боевых заданий, а также за его мужество и героизм. Он был похоронен на месте своего подвига.
15 ноября 1943. Указ Президиума Верховного Совета СССР об ответственности за разглашение гостайны

15 ноября был подписан и опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР об ответственности за разглашение гостайны.
- Установить, что разглашение должностными лицами сведений, составляющих государственную тайну, а равно утрата документов, содержащих такие сведения, карается лишением свободы на срок до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекут за собой по закону более тяжкого наказания.
Те же действия, если они повлекли или могли повлечь за собой тяжелые последствия, караются лишением свободы на срок до 10 лет.
- Разглашение частными лицами сведений, заведомо являющихся государственной тайной, карается лишением свободы на срок до 3 лет, если это действие по своему характеру не влечет за собой по закону более тяжкого наказания.
- Дела о преступлениях, предусмотренных настоящим Указом, подсудны военным трибуналам.
Указ впервые ввел самостоятельную статью, предусматривающую ответственность за разглашение гостайны не военнослужащими. Впервые при описании предмета преступления использовано и словосочетание «сведения, составляющие государственную тайну».
В 1943 произошел коренной перелом в Великой Отечественной, у госорганов после огромной работы по эвакуации и налаживаю производства появилась возможность завершить начатые в 1942 проверки состояния обеспечения сохранности военной и гостайны на предприятиях и ведомствах. Все это время продолжалась работа по недопущению распространения в печати и по радио секретных сведений, в разное время этого года запрещено опубликование: полного имени командиров полков и выше, а в отдельных родах войск от роты и выше; наименования населенных пунктов, где идет бой, а также результатов военной операции; сведений об использовании стального нагрудника, винтовочной агитационной гранаты, огнеметов, трофейной техники с немецкими опознавательными знаками; сведений о формировании и применении гвардейских минометных бригад; слова «катюша», если это связано с изобретением конструктора Костикова; сроков лечения и восстановления по отдельным видам ранений в полевых условиях; сведений о восстановлении на освобожденных территориях заводов, станций, портов. Нарушения запрета публикации последних сведений приводили к бомбардировкам указанных объектов через считанные дни после выхода в свет номеров изданий. Часть материалов публиковалась только о специальному разрешению.