12 ноября 1943 года. 874-й день войны
Киевская наступательная операция. Советские войска, отражая контрудары врага, прочно удерживали в своих руках Фастов и одновременно продолжали развивать наступление в западном направлении. 12 ноября был освобожден областной центр Украины — Житомир. Наши части вышли на фронт Чернобыль — Малин — Житомир — Фастов — Триполье.

Из оперативных данных штаба флота
На севере. Авиация СФ в 18 самолёто-вылетах вела разведку и прикрывала Главную базу флота. Внутренние переходы выполнили 19 кораблей, судов и катеров. Дозоры несли 2 скр, 2 тщ и 3 ска.
На западе. Самолёты БФ из-за плохой погоды выполнили только 8 вылетов на разведку и поиск кораблей противника. 2 тщ тралили фарватер в районе подрыва на мине ска № 92, в процессе чего от близкого взрыва получил повреждение тщ «Сиг».
На юге. Пл М-111 (капитан 3 ранга Иосселиани Я.К.) в р-не Будаки 2-торпедным залпом потопила тн «Теодерих» (5600 брт).
В течение дня АВФ доставила в р-н Глейки — Опасная 2570 человек, 7 танков, 20 автомашин, 385 т грузов. В р-не Эльтигена противник усиливал блокаду, однако 4 бка и 2 тка под огнём противника удалось прорваться и выгрузить там 14,9 т боеприпасов, 2,8 т продовольствия и 16 человек, сопровождавших грузы.
Авиация армии и флота прикрывала наши суда, подавляла артбатареи про-тивника, вела воздушные бои, в которых потеряла 2 самолёта и сбила 1 вражеский, сбросила в р-н Эльтигена 11,6 т продовольствия, совершив 154 вылета.
Авиация флота из-за плохой погоды в северо-западной части Чёрного моря вела разведку плавсредств противника и штурмовала их в Киик-Атламе, где потопила 1 ска и 1 тщ, потеряв при этом 1 самолёт.
Внутренние переходы выполнили 25 кораблей, судов и катеров.
Сводки Советского Информбюро за 12 ноября 1943 года Великой Отечественной войны
В течение 12 ноября войска 1-го Украинского фронта овладели районным центром Житомирской области городом Коростышев, а также заняли более 100 других населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Красиловка, Володарка, Термаховка, Обуховичи, Слоюода Кухарская, Пенизевичи, Фёдоровка, Мирча, Детинец, Русановка, Ляховая, Заньки, Чайковка, Торчин, Слипчицы, Слободка, Шахворостивка, Водотый, Болячев, Гнилец, Соболевка, Липки, Кривое и железнодорожные станции Ирша, Пенизевичи, Скочище. В районе Фастова наши войска отбивали контратаки пехоты и танков противника.
На Ккрченском полуострове наши войска вели бои по расширению плацдарма и овладели рядом сильно укреплённых опорных пунктов противника.
Южнее Речица наши войска, преодолевая сопротивление противника, продолжали вести бои по расширению плацдарма на правом берегу Днепра и заняли несколько населённых пунктов.
На других участках фронта — разведка и артиллерийско-миномётная перестрелка.
В течение 11 ноября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 113 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 18 самолётов противника.
Войска 1-го Украинского фронта продолжали наступление. Наши части, продвигаясь вдоль шоссейной дороги Киев — Житомир, вышли к городу Коростышев и завязали бои с войсками противника, оборонявшими этот важный опорный пункт. В это время кавалеристы обошли город с севера и нанесли немцам внезапный удар.
В результате ожесточённого боя вражеский гарнизон был разгромлен. Овладев городом Коростышев, наши войска захватили 24 орудия, из них 2 самоходных, 300 автомашин и повозок с грузами, 10 разных складов и другие трофеи. Взяты пленные. В районе южнее и юго-восточнее гор. Фастов немцы, сосредоточив крупные силы пехоты и танков, неоднократно контратаковали наши части. Весь день шли ожесточённые бои, в ходе которых противник понёс тяжёлые потери. Подбито и уничтожено до 70 немецких танков и бронемашин, 8 самоходных орудий и 26 бронетранспортёров. Противник потерял убитыми свыше 2.000 солдат и офицеров.
На Керченском полуострове наши войска продолжали вести бои за расширение плацдарма и заняли несколько сильно укреплённых опорных пунктов. Северо-восточнее г. Керчь наши части вклинились в оборону противника и смелым манёвром окружили немцев в районе одного населённого пункта. Противник пытался на катерах эвакуировать часть своих окружённых войск. Советские артиллеристы потопили несколько катеров и не подпустили к берегу другие вражеские суда. Наши бойцы в результате ожесточённой схватки ликвидировали окружённую группу противника. На поле боя осталось до 1.500 вражеских трупов. Многие гитлеровцы утонули в море. Захвачено 26 орудий, 14 миномётов, 70 пулемётов, более 1.500 винтовок и автоматов, 10 прожекторов, 8 складов с боеприпасами и разным военным имуществом. Взято значительное количество пленных. Южнее г. Керчь противник пытался вести разведку боем, но был отброшен на исходные позиции.
Южнее Речицы, на правом берегу Днепра, наши войска, преодолевая сопротивление противника, шаг за шагом продвигались вперёд и заняли несколько населённых пунктов. В боях за эти пункты уничтожено свыше 1.000 гитлеровцев, 16 немецких танков, 5 самоходных и 38 полевых орудий, 35 миномётов и 2 бронетранспортёра. Захвачено у противника 15 орудий, 11 миномётов, 60 пулемётов, 4 радиостанции и другие трофеи. Взяты пленные.
Советская авиация наносила удары по боевым порядкам немецких войск и уничтожила несколько танков, свыше 20 полевых и зенитных орудий, до 100 автомашин противника с войсками и грузами.
Группа партизан, действующих в Белостокской области, взорвала большой железобетонный мост. Движение автотранспорта противника на важном участке шоссейной дороги прервано на длительный срок. Другая группа белостокских партизан пустила под откос немецкий воинский эшелон, следовавший к линии фронта. Разбиты паровоз и 15 вагонов с войсками. Партизаны отряда, действующего в Минской области, проникли в крупный населённый пункт и подожгли склад противника с горючим. Уничтожено свыше 80 тонн бензина.
Пленный солдат 110 мотополка 11 немецкой танковой дивизии Бернгард Дассек рассказал: «Военное обучение я проходил во Франции в 372 запасном батальоне. В мае текущего года меня направили в 10 роту 369 гренадерского полка, охранявшего морское побережье у Тулона. После капитуляции Италии наш полк участвовал в разоружении итальянских альпийских батальонов. Во второй половине сентября третий батальон 369 полка был спешно переброшен на советско-германский фронт. Ехали мы по маршруту Марсель — Лион — Дижон — Нюрнберг — Прага — Львов. В район боёв батальон прибыл в середине октября. Нас передали в распоряжение 11 танковой дивизии. Обстановка на фронте меня ошеломила. После нескольких неудачных контратак солдаты ходили как обречённые. Всюду царила неразбериха и растерянность. Я не хотел сражаться за безнадёжное дело и сдался в плен».
Жители села Кувечичи, Черниговской области, составили акт о зверствах немецких захватчиков. В акте говорится: «28 апреля текущего года немецкие изверги учинили зверскую расправу над мирным населением. Немецкие автоматчики оцепили село и начали жечь дома вместе с находившимися в них людьми. Из 340 домов огнём уничтожено 270. Сгорело 160 стариков, женщин и детей. Некоторые крестьяне, а также женщины с детьми пытались бежать. Гитлеровцы стреляли в них из автоматов. Весь день фашистские убийцы чинили кровавую расправу над ни в чём не повинным населением села. Мы никогда не забудем этого дня и надеемся, что Красная Армия отомстит немецким мерзавцам за наши слёзы и горе».
Акт подписали: председатель сельсовета села Кувечичи И. Ланько, колхозники С. Кругляк, Д. Савченко, А. Ланькова, Н. Лясун, Е. Шуляк, А. Шестак и другие.
12 ноября 1943. Сталин отменяет участие СССР в совещании в Каире накануне Тегеранской конференции

12 ноября произошел довольно примечательный обмен посланиями между Сталиным и Черчиллем. Он демонстрирует всю сложность борьбы внутри блока, называемого «союзниками». Накануне Тегеранской конференции должно было пройти каирское совещание представителей союзников, от СССР должен был быть Вячеслав Молотов. Однако Черчилль решить сам рулить повесткой.
ЛИЧНОЕ И СТРОГО СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА МАРШАЛУ СТАЛИНУ
Я очень благодарен Вам за Ваш весьма приятный подарок, а также за все любезности, оказанные Вами г-ну Идену. Я очень доволен, что конференция 59 была столь успешной.
Начальники британских и американских штабов должны встретиться около 22 ноября в Каире для детального обсуждения операций англо-американских войск, а также войны против Японии. В настоящее время нами подготовлены рассчитанные на длительный срок планы войны против Японии. Имеется надежда, что при обсуждении последнего вопроса, возможно, будет присутствовать лично Чан Кай-ши и китайская военная делегация.
Мы надеемся, что после того, как закончатся эти переговоры по нашим внутренним и дальневосточным делам, может состояться встреча трех глав правительств. Кроме и помимо этого, имеется в виду, что для обсуждения войны в целом, во всех ее аспектах, должна быть созвана трехсторонняя конференция советских, американских и британских штабов, которая должно начать свою работу приблизительно 25 или 26 ноября. Поэтому имеется большая надежда, что Вы пошлете на эту конференцию полномочную военную делегацию, если возможно, вместе с г-ном Молотовым. Все это будет происходить отдельно от встречи трех глав правительств и дополнительно к ней.
Допуская обмен мнениями между Сталиным и Рузвельтом напрямую, Черчилль вдогонку посылает еще одно короткое:
Моя предшествующая телеграмма не подтверждена еще Президентом, но я имею все основания полагать, что она будет подтверждена. Если я ошибаюсь, то мы должны начать все снова. Я не сомневаюсь, что можно будет найти удовлетворительный вариант, но очень трудно решать вопросы путем трехсторонней переписки, в особенности, когда люди находятся в движении на море или в воздухе.
В этой ситуации Сталин поступил единственно возможным образом — он отменил визит Молотова, посыл прост: общайтесь там сами о чем хотите:
ЛИЧНО И СТРОГО СЕКРЕТНО ОТ ПРЕМЬЕРА И. В. СТАЛИНА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ г-ну У. ЧЕРЧИЛЛЮ
Сегодня я получил два Ваших послания.
Хотя я писал Президенту, что В. М. Молотов будет к 22 ноября в Каире, должен, однако, сказать, что по некоторым причинам, имеющим серьезный характер, Молотов, к сожалению, не может приехать в Каир. Он сможет быть в конце ноября в Тегеране и приедет туда вместе со мной. Со мной приедут и несколько военных.
Само собой разумеется, что в Тегеране должна состояться встреча глав только трех правительств, как это было условлено. Участие же представителей каких-либо других держав должно быть безусловно исключено.
Желаю успеха Вашему совещанию с китайцами по дальневосточным делам.
Это же сообщение, дабы показать всю некорректность поведения Черчилля, Сталин отправил Рузвельту. Становилось понятно, что и в Тегеране СССР ждет битва, но дипломатическая.