Регулярное движение поездов на станции Слюдянка I в Иркутской области началось 29 октября 1905 года. Эта станция стала важным узлом на Кругобайкальской и Транссибирской железных дорогах и способствовала развитию города Слюдянка.
Идея создания станции на южном берегу озера Байкал возникла в связи с необходимостью развития железнодорожного узла в этом регионе. Министр путей сообщения Михаил Иванович Хилков указал на необходимость строительства станции в поселке Култук, но местные жители отказались выдавать землю из-за потери сельскохозяйственных угодий.
Было принято решение о строительстве станции к югу от Култука, за Шаманским мысом, на берегу Слюдянской бухты, рядом с небольшой почтовой станцией Слюдянка. В результате, в 1899 году был основан поселок Слюдянка, где были размещены участки управления по строительству Кругобайкальской железной дороги. К 1905 году были завершены работы по строительству паровозного депо и вокзала из местного белого мрамора. С 29 октября 1905 года началось регулярное движение поездов на этой станции.
После Великой Отечественной войны Слюдянка стала значимым железнодорожным узлом, и было решено построить участок железной дороги Слюдянка — Большой Луг — Иркутск, завершив его к 1949 году. В 1960-х годах участок главного Транссибирского хода Мариинск — Красноярск — Тайшет — Зима — Иркутск — Слюдянка был полностью электрифицирован.
Важным событием было также преобразование паровозного депо в локомотивное в 1961 году и передача его в Улан-Удэнское отделение ВСЖД в 1980 году.
В 2005 году, в рамках празднования столетия Кругобайкальской железной дороги, станция Слюдянка I была подвергнута реконструкции. Была построена новая пассажирская платформа, и здание вокзала было отремонтировано и преобразовано. Оно стало местом выставочной экспозиции, рассказывающей о Кругобайкальской железной дороге. На привокзальной площади был установлен памятник Михаилу Ивановичу Хилкову, министру путей сообщения, который в начале XX века инициировал строительство вокзала в Слюдянке.