Такое название, использовавшееся во время строительства (1899—1905) и в первые годы эксплуатации участка Байкал — Мысовая Забайкальской железной дороги протяжённостью 260 километров (с 1934 года участок вошёл в Восточно-Сибирскую железную дорогу). Как административная КБЖД никогда не существовала — действовало Управление по строительству Кругобайкальской железной дороги.
В СССР и по сегодняшний день, под КБЖД подразумевается тупиковый с 1956 года участок Байкал — Слюдянка II.
До 1949 года по всей КБЖД проходил основной ход Транссибирской магистрали, часть которого от станции Иркутск-Пассажирский до станции Слюдянка II была переведена на новопостроенный дублирующий участок дороги от Иркутска до Слюдянки напрямую через Олхинское плато. Участок Слюдянка II — Мысовая является частью Транссибирской магистрали по настоящее время.
После ввода в эксплуатацию в 1949 году дублирующего участка через Олхинское плато линия Иркутск — Байкал — Слюдянка потеряла былое значение. Участок от Иркутска до станции Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, в 1956 году был разобран и полностью затоплен в 1958 году водами Иркутского водохранилища после строительства Иркутской ГЭС. Таким образом, участок Байкал — Слюдянка II стал тупиковым.
Отсчёт километров на КБЖД ведётся от станции Иркутск-Сортировочный, которая до 1934 года была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог. Станция Байкал находится на 72-м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка II — на 161-м.
Проходящий по берегу озера Байкал вдоль подножия Олхинского плато участок КБЖД от города Слюдянки до посёлка Байкал является уникальным памятником инженерного дела.