13 сентября 1943 года. 814-й день войны
Брянская операция. 13 сентября 3-я армия (А. В. Горбатов) и 11-я армия (И. И. Федюнинский) заняли железнодорожные узлы Брянск-1 и Брянск-2, вплотную подойдя к Брянску.
Новороссийско-Таманская операция. В течение 12—13 сентября в бой были введены вторые эшелоны десантов, а с утра 13 сентября из-за левого фланга 318-й стрелковой дивизии 18-й армии (К. Н. Леселидзе) была введена в бой 55-я гвардейская стрелковая дивизия. Наиболее упорные бои 13 сентября разгорелись на участке восточной сухопутной группы. Противник здесь часто переходил в контратаки.

Выписка из оперативных сводок штаба флота
На севере. Авиация СФ вела воздушную разведку, прикрывала главную базу флота и корабли в море. Противник безуспешно бомбил Озёрко, Эйну и Пумманки, атаковывал корабли на подходах к Кольскому заливу, потеряв от зенитного огня 1 машину. Один наш самолёт сбит в воздушном бою, другой — огнём с английского транспорта. Боевое траление вели 1 тщ и 2 ктщ. Плавание 7 судов обеспечивали 3 эм, 1 зм и 4 тщ. Межбазовые переходы выполняли 1 тщ, 2 ска и 2 ктщ. Дозорную службу несли 12 кораблей и катеров.
На западе. Самолёты БФ бомбили о. Соммерс и сбрасывали мины в бухте Кунда. Траление мин в Финском заливе осуществляли 4 тщ и 14 ктщ, на Ладоге — 2 тщ и 7 ктщ. Началось двустороннее учение по высадке десанта в бухтах Батарейная и Графская. Неприятель обстреливал Ленинград, Ораниенбаум и Мартышкино. Ему отвечали 2 береговые и 4 ж.-д. батареи. 3 ска возвратились от восточного берега Ладожского озера.
На юге. В Новороссийске шли уличные бои. Доставить подкрепления в город не удалось, лишь с молов порта было снято 29 раненых и из воды поднято 34 человека. Нашими самолётами в порту Осипенко потоплена 1 бдб. Тралились фарватеры у Поти и Сухуми, производился поиск пл у Сухуми и Очамчире. Плавание 1 тн обеспечивали 2 скр и 3 тщ. Ещё 3 тщ выполняли межбазовые переходы.
Оперативная сводка Совинформбюро
Сводки Советского Информбюро за 13 сентября 1943 года Великой Отечественной войны
В течение 13 сентября западнее города Сталино (Донбасс) наши войска продолжали развивать наступление и, продвинувшись вперёд от 6 до 15 километров, заняли свыше 90 населённых пунктов, в том числе районный центр Сталинской области Большая Янисоль и крупные населённые пункты Комарь, Времьёвка, Новодаровка, Санжаровский, Ворошиловка, Зачатьевка.
На Нежинском направлении наши войска, преодолевая сопротивление противника, продолжали успешное наступление и, продвинувшись вперёд от 10 до 17 километров, заняли свыше 40 населённых пунктов, в том числе районный центр Черниговской области Комаровка, крупные населённые пункты Воловица, Степановка, Британы, Евлашовка, Бурковка, Печи, Малый Самбур, Великий Самбур, Тиница, Голёнки, Гайворон, Дептовка, Кошары, Галка и железнодорожные станции Круты, Варваровский.
На Прилукском направлении наши войска продолжали развивать наступление и, продвинувшись вперёд от 10 до 12 километров, заняли свыше 140 населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Хмелёв, Коровницы, Герасимовка, Бобрик, Ручки, Крутьки, Харьковцы и железнодорожные станции Андреяшевка, Юсковцы.
На Рославльском направлении наши войска, преодолевая сопротивление противника, продвинулись вперёд от 4 до 6 километров и заняли свыше 40 населённых пунктов.
На Брянском направлении наши войска продолжали успешное наступление и, продвинувшись вперёд от 10 до 15 километров, заняли свыше 30 населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Ивот, Цементный, Крыловка, Самара-Радица, Большое Полпино, а также железнодорожные станции Бело-Бережская, Снежетьская, Свень и железнодорожные узлы Брянск-1 и Брянск-II (на восточном берегу реки Десна). Таким образом, наши войска вплотную подошли к городу Брянску.
В течение 12 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 14 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 18 самолётов противника.
Западнее города Сталино наши войска продолжали наступление. Преодолевая сильное огневое сопротивление противника и его минные заграждения, бойцы Н-ского соединения заняли десятки населённых пунктов. В боях за эти пункты уничтожено до 1.500 немецких солдат и офицеров. Захвачено 4 танка, 7 бронетранспортёров, 13 орудий, 96 пулемётов и много автомашин с боеприпасами. На другом участке советские моторизованные и кавалерийские части продолжали преследовать разгромленные войска противника. За истекший день наши кавалеристы и мотопехота истребили десятки разрозненных групп гитлеровцев. Захвачены трофеи и пленные.
На Нежинском направлении наши войска продолжали успешное наступление и заняли свыше 40 населённых пунктов, в том числе районный центр Черниговской области Комаровка. Южнее города Бахмач наши войска окружили и полностью разгромили остатки частей четырёх немецких пехотных дивизий. Захвачены большие трофеи и значительное число пленных. На другом участке части Н-ского соединения ворвались на железнодорожную станцию Круты и заняли её. Удар наших бойцов был настолько стремительным, что прибывшие на эту станцию немецкие подкрепления не успели даже выгрузиться из вагонов. Большая часть гитлеровцев, находившихся в вагонах, была уничтожена, а остальные захвачены в плен.
На Прилукском направлении наши войска продолжали развивать наступление и заняли свыше 140 населённых пунктов. Противник, пытаясь дезорганизовать наступление советских частей, бросил в контратаку на узком участке фронта крупные силы пехоты и танков. Наши бойцы встретили немцев огнём из всех видов оружия. Потеряв 12 танков и несколько сот солдат и офицеров, противник отступил. В этом бою наводчик орудия красноармеец Краснов уничтожил 3 немецких танка, в том числе тяжёлый танк «Тигр». Нашими бойцами захвачено 6 танков, 4 самоходных и 13 полевых орудий.
На Брянском направлении наши войска продолжали успешное наступление. Противник, опираясь на речные рубежи и инженерные заграждения, сооружённые в лесных массивах, оказывал упорное сопротивление. Части Н-ского соединения прорвали оборону немцев и, быстро продвинувшись вперёд, ворвались в посёлок имени Фокина и овладели им. Не дав врагу опомниться, советские бойцы перешли в решительную атаку и заняли сильно укреплённый железнодорожный узел Брянск-II. Другие наши соединения выбили немцев из посёлков имени Урицкого, имени Володарского, имени Толстого и овладели железнодорожным узлом Брянск-I. В этих боях уничтожено свыше 2.000 немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи и пленные.
Юго-западнее Харькова части Н-ского соединения, преодолевая сопротивление противника, продвинулись вперёд и заняли два населённых пункта. В бою за эти пункты уничтожено до 400 немецких солдат и офицеров. Захвачено 3 орудия. 20 пулемётов и два склада боеприпасов.
Авиация Краснознамённого Балтийского флота потопила немецкий транспорт водоизмещением в 6 тысяч тонн. Потоплен также сторожевой корабль противника.
Наши лётчики в Азовском море потопили два торпедных катера и две десантных баржи противника.
Партизанские отряды Белоруссии за последние пять дней нанесли ряд серьёзных ударов по путям сообщения противника. Партизаны пустили под откос 75 немецких железнодорожных эшелонов. Большинство эшелонов следовало к линии фронта с двойной тягой. В результате крушений разбито или повреждено до 100 паровозов и свыше 1.000 вагонов и платформ. За это же время советские патриоты уничтожили 160 автомашин, сожгли 4 крупных склада, взорвали один железнодорожный и 38 шоссейных мостов.
В ранце убитого солдата второго батальона 81 полка 15 немецкой пехотной дивизии Альфреда Зейделя найдено письмо от матери, проживающей в Саарской области. В письме от 21 августа она пишет: «Тотальная мобилизация забрала у нас последних калек… Неужели эти ни на что не способные люди смогут удержать фронт? У вас там снова большие бои. Откуда только русские берут столько танков и самолётов? Если верить нашим сводкам, то у русских уже не может быть ни одного танка и ни одного самолёта».
13 сентября 1943. «На безымянной высоте»

Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Легендарная и пронзительная песня «На безымянной высоте» из фильма «Тишина» поэта Михаила Матусовского и композитора Вениамина Баснера была записана 60 лет назад — в 1963 году. В основу песни легли реальные события.


Все случилось в 1943. В конце лета в 718 полк 139-й дивизии 10-й армии Западного фронта, дислоцировавшейся в Калужской области, из Сибири прибыло пополнение. В ночь с 13 на 14 сентября группа бойцов 8-я роты этого полка вызвалась выполнить задание по взятию высоты Безымянной, на карте обозначенной под номером — 224,1 в тылу врага, у поселка Рубежанка. Она господствовала над местностью и являлась ключевой позицией на подступах к Десне, а потому и укреплена была мощно: трижды опоясана траншеями с мощными огневыми точками.

Атака удалась, и задача была выполнена, однако следовавшую за смельчаками роту фашисты отсекли, подтянули дополнительные силы и окружили их. 18 бойцам пришлось принять бой с двумя сотнями гитлеровских солдат. Сохранились имена героев:
Артамонов Александр, рядовой; Белоконов Емельян, парторг; Власов Константин, сержант; Воробьев Гавриил, рядовой; Голенкин Николай, рядовой; Даниленко Николай, сержант; Денисов Даниил, старший сержант; Закомолдин Роман, старший сержант; Касабиев Тимофей (Татари), рядовой; Кигель Борис, сержант; Куликов Иван, рядовой; Лапин Герасим, рядовой; Липовицер Дмитрий (по другим данным — Элюша), рядовой; Панин Петр, старшина; Порошин Евгений, младший лейтенант; Романов Петр, рядовой; Шляхов Дмитрий, рядовой; Ярута Дмитрий, рядовой.
Они дрались отчаянно, в немецких радиосообщениях их с тревогой называли«русскими медведями». Но с Лев были неравны. Командир Порошин сигнальной ракетой вызвал огонь советской артиллерии на себя.
Выжить удалось двоим. Сержант Власов попал в плен, из которого сбежал к партизанам; рядовому Лапину удалось доползти до своих. А затем началось наступление советских войск, Безымянная вновь была взята. В числе первых там оказался редактор дивизионной газеты Николай Чайка, он-то и описал подвиг.
Но больше очевидцы ужаснулись зверству фашистов, находя тела погибших. У каждого в голове было по 2-3 пулевых отверстия, черепа проломлены прикладами. Казалось, герои и мертвые сражались с врагом. Однако и убитых фашистов больше сотни лежало на поле боя.
Поэт Михаил Матусовский тогда воевал на том же участке фронта. Тогда же, в 1943 написал поэму «Безымянная высота». Во время съемок фильма «Тишина» он рассказал эту историю режиссёру Владимиру Басову, и тот попросил его вместе композитором Вениамином Баснером написать песню фильму. Трижды переписывалась мелодия, трижды отклонял варианты режиссер Басов, но потом музыка пришла сама собой — в поезде. У него не оказалось даже клочка бумаги, и пришлось всю дорогу напевать, ее чтобы не забыть.