19 августа 1943 года. 789-й день войны
Белгородско-Харьковская наступательная операция. Воронежский фронт. 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф», наносившая удар из района Большая Рублевка на Краснокутск, 19 августа захватила Колонтаев. Дальнейшее продвижение противника было остановлено.
Степной фронт. 53-я армия (И. М. Манагаров) в течение 18 и 19 августа вела затяжные бои по очищению от противника лесного массива западнее Харькова и овладела им в результате обходного манёвра с запада.
Для обороны непосредственно города Харькова и для ведения уличных боёв противником были привлечены различные отряды СС, охранные части, отряды, сформированные из немецкой полиции. 19 августа южнее Харькова, в районе Константиновка, против 57-я армия (Н. А. Гаген) немцы ввели в бой свежую 355-ю дивизию, переброшенную из Крыма.

Южный фронт (Ф. И. Толбухин). 4-й гвардейский механизированный корпус (Т. И. Танасчишин), развивая успех, к концу дня продвинулись в западном направлении более чем на 20 километров, преодолели реку Крынку и захватили плацдарм на ее правом берегу. Они приблизились к железной дороге Сталино — Донецко-Амвросиевка, по которой осуществлялось снабжение 29-го армейского корпуса 6-й немецкой армии, оборонявшегося в районе Таганрога.
В результате действий 5-й ударной армии вражеская группировка, противостоявшая Южному фронту, была расчленена на две части и ее фланги оказались открытыми для ударов с севера и с юга. Для ликвидации создавшейся угрозы командующий немецкой 6-й армией срочно передвинул 3-ю горнострелковую дивизию из состава 4-го армейского корпуса, действовавшего в районе Ворошиловска. Она должна была помочь соединениям 29-го армейского корпуса закрыть брешь в обороне армии. Одновременно в Донбасс перебрасывалась из Крыма 13-я танковая дивизия. В последующие дни войска Южного фронта не только отразили контратаки врага, сопровождаемые массированными ударами авиации, но и расширили прорыв.
Оперативная сводка штаба флота
На севере. Авиация СФ прикрывала главную базу и корабли в Мотовском заливе, вела поиск неприятельских пл в Белом море, у Поноя и мыса Святой Нос. Противник безуспешно бомбил Порт Владимир, у мыса Шарапов потопил СКА-211. Пл Л-15 возвратилась с позиции в базу. Из Кольского залива в Архангельск вышел конвой КБ-20 (1 тр, 2 тщ). Группа кораблей вышла из Норфолка и продолжила переход на СФ.
На западе. Под Ленинградом огонь по врагу вели 1 береговая и 16 ж.-д. батарей. Батарея Н 461 обстреляла о. Соммерс. Противник обстреливал Ленинград, Шлиссельбург, Морозово, а с мыса Сейвестэ — наш конвой. Авиация БФ бомбила батареи неприятеля у пункта Горбунки, на о. Соммерс, у о. Б. Тютерс потопила 1 ска, поддерживала огнём наши части у Синявино. Сбито 2 наших самолёта. Два отряда тка ставили мины у о. Гогланд и о. Улкотаммио, а 6 тка – в Выборгском заливе. У банки Грекова ска МО-124 и 203 вели бой с 5 вражескими катерами. Проведено учение по наведению тка на корабли противника авиацией.
На юге. На участке НОР велась контрбатарейная борьба. Авиация ЧФ прикрывала суда в море и базы. Пл Л-23 (капитан 3 ранга Фартушный И.Ф.) у мыса Олинька поставила мины. СКА-0712 и БКА-112 и 113 обстреляли Темрюк. Корабли ЧФ доставили на Мысхако 112 человек, 74 т разных грузов и вывезли 146 человек. Переходы 11 судов обеспечивали 6 катеров.
Оперативная сводка Совинформбюро
В течение 19 августа наши войска на Брянском направлении продолжали наступление и заняли свыше 20 населенных пунктов.
На Харьковском направлении наши войска, преодолевая сопротивление и контратаки противника, продолжали наступление и, продвинувшись на отдельных участках от 5 до 12 километров, заняли свыше 30 населённых пунктов.
На других участках фронта наши войска вели боевую разведку и артиллерийско-миномётную перестрелку с противником.
В течение 18 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 89 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 95 самолётов противника.
На Брянском направлении наши войска продолжали наступление. Бойцы Н-ского соединения, преодолевая упорное сопротивление немцев, заняли 10 населённых пунктов и уничтожили до 600 вражеских солдат и офицеров. На другом участке наши войска выбили противника из укреплённых позиций и овладели рядом опорных пунктов немцев. На поле боя осталось много вражеских трупов. Уничтожены 2 артиллерийских и 3 миномётных батареи, 19 пулемётов и 14 автомашин. Захвачены трофеи и пленные.
Северо-западнее Дмитровск-Орловский Н-ская часть переправилась через водный рубеж, в ожесточённом бою овладела узлом сопротивления противника и уничтожила свыше 200 немецких солдат и офицеров.
На Харьковском направлении наши войска, преодолевая сопротивление и отражая контратаки противника, продолжали наступление.
Северо-западнее Харькова части Н-ского соединения успешно продвигались вперёд и заняли ряд населённых пунктов. Противник предпринял несколько контратак, но был отброшен с большими для него потерями. В этих боях уничтожено до 1.500 немецких солдат и офицеров, подбито и сожжено 30 вражеских танков. Захвачены большие трофеи, в том числе 12 танков.
Западнее Харькова на одном участке наши стрелковые подразделения отразили контратаку танков и автоматчиков противника. Советские бойцы гранатами и огнём из противотанковых ружей уничтожили 11 немецких танков и свыше 100 гитлеровцев. На другом участке 10 вражеских танков и бронемашина ворвались в населённый пункт, только что занятый Н-ской частью. Артиллерийская батарея под командованием тов. Шевцова встретила немцев метким огнём, уничтожила 6 танков и одну бронемашину противника. Вражеская контратака захлебнулась. Группа автоматчиков, руководимая старшим лейтенантом Солодовниковым, ночью незаметно подобралась к немецким танкам, готовившимся к атаке. Гранатами автоматчики подожгли 3 вражеских танка. Среди немецких танкистов началась паника. Советские бойцы очередями из автоматов истребили гитлеровцев и захватили 9 исправных танков. Юго-восточнее Харькова наши войска, овладев городом Змиев, продолжали продвигаться вперёд и заняли несколько населённых пунктов. Уничтожено до 800 гитлеровцев. На одном участке немцы предприняли контратаку, но, потеряв 2 танка и 2 самоходных орудия типа «Фердинанд», были вынуждены отступить.
Юго-западнее Спас-Деменска части Н-ского соединения отразили несколько контратак противника и, продвинувшись вперёд, улучшили свои позиции. Уничтожено 700 немецких солдат и офицеров, 7 орудий, 15 пулемётов и 9 миномётов. На одном участке артиллеристы взвода противотанковых орудий огнём с открытых позиций подбили 2 немецких танка и истребили 30 немецких автоматчиков.
На Ленинградском фронте наши снайперы истребили 118 гитлеровцев. Огнём артиллерии и миномётов разрушено 17 немецких дзотов и 14 блиндажей, уничтожено 2 танка, 11 орудий, 13 миномётных батарей, 25 пулемётов и 3 склада боеприпасов противника. На одном участке группа разведчиков под командованием старшины Полутина проникла в расположение белофиннов и в рукопашной схватке истребила 10 вражеских солдат. Разведчики уничтожили 2 пулемёта, взорвали 2 дзота и землянку, захватили трофеи и благополучно вернулись в свою часть.
Северо-восточнее Новороссийска снайперы Н-ской части за пять дней истребили 119 немецких солдат и офицеров. Снайпер Шатерников убил 18 гитлеровцев, снайперы Нерюсан, Штраун, Юнакиев уничтожили по 8 гитлеровцев каждый.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Станиславской области, разгромил немецкий гарнизон, расположенный в крупном населённом пункте. Убито 125 гитлеровцев, в том числе 3 офицера. Кроме того, партизаны взорвали 3 железнодорожных и 4 шоссейных моста, уничтожили колонну немецких автомашин с боеприпасами и разрушили 3 километра телефонно-телеграфной линии связи.
Молдавские партизаны за последние дни подорвали 6 грузовых автомашин, взорвали 2 шоссейных моста и уничтожили 74 немца и румына.
Захваченный в плен начальник штаба 3 миномётного дивизиона 4 немецкой танковой армии капитан Иоахим Шнейдер рассказал:
«В начале июля у офицеров штаба 4 танковой армии, с которыми я общался, было приподнятое настроение. Офицеры знали о готовящемся летнем наступлении немецкой армии и верили в его успех. Мы считали, что в короткий срок удастся окружить и уничтожить русские войска, находившиеся в районе Курской дуги. Четвёртого июля, когда был получен приказ Гитлера, офицеры между собою говорили: «Скоро расплатимся с русскими за Сталинград». Однако первые же дни немецкого наступления принесли нам горькое разочарование. Немецкое оружие дало осечку в решительный момент. После «июльского несчастья», как у нас теперь называют неудачное июльское наступление, произошёл переворот во взглядах и настроениях многих офицеров. Ещё недавно мы были уверены, что летом немецкая армия будет господином положения на поле боя, но всё обернулось по-иному. Мощное летнее контрнаступление русских войск произвело гнетущее впечатление в офицерских кругах. По всеобщему мнению, Германия потеряла последние шансы на выигрыш и быстрыми шагами приближается к катастрофе».
Немецко-фашистские мерзавцы в июле опустошили и уничтожили ряд деревень Логойского района, Минской области. Гитлеровские палачи замучили и зверски убили 625 мирных советских граждан. Свыше двух тысяч человек немецкие рабовладельцы угнали в Германию на каторгу. Варвары сожгли 414 домов, 405 хозяйственных построек и дочиста ограбили крестьян.
19 августа 1943. Собака-диверсант, уничтожившая эшелон фашистов

19 августа армейская овчарка-диверсант Дина осталась живой, подорвав эшелон противника на ж/д перегоне Полоцк – Дрисса. Дина выскочила на рельсы перед приближающимся воинским эшелоном, сбросила вьюк с зарядом, зубами выдернула чеку, скатилась с насыпи и умчалась в лес. Это первое подобное успешное использование собаки, после которого она к тому же осталась живой! Овчарка была уже рядом с минерами, когда прогремел взрыв. В краткой фронтовой сводке сообщалось: «19 августа 1943 года подорван эшелон с живой силой противника. Уничтожены 10 вагонов, выведен из строя большой участок железной дороги. С нашей стороны потерь нет».
Более 60000 собак несли службу на фронтах Великой Отечественной войны. Они вытащили из-под обстрелов около 700 000 раненых, доставили свыше 3500 тонн боеприпасов и более 120000 боевых донесений, проложили 8000 километров телефонного провода, нашли 4 000 000 и фугасов, ценой своей жизни подорвали 300 танков.
19 августа 1943. США и Англия официально объединили усилия в создании атомного оружия

19 августа президент США Франклин Рузвельт и британский премьер Уинстон Черчилль подписали Квебекское соглашение, которое по сути, положило конец независимым британским работам по созданию атомной бомбы. О том, что на ранней стадии исследований именно США значительно отставали от Англии и очень многое у них позаимствовали, в этом документе не упоминалось. Участники соглашения обязались не применять атомное оружие против кого-либо без взаимного согласия, а также не передавать третьим странам какой-либо информации, касающейся создания этого оружия. Поскольку СССР был тогда единственным государством, обладавшим экономическим потенциалом для создания атомной бомбы, Квебекская договоренность отчетливо обретала антисоветскую направленность в преддверии встречи Рузвельта и Черчилля со Сталиным в Тегеране в ноябре 1943.
19 августа 1943. Союзники в СССР встречаться не хотят

Вместе с решением по атомному оружию, о котором СССР, понятно, «союзники» не предупреждали, 19 августа лидеры США и Англии направили Сталину следующий отчет об их «великих» успехах, а также с предложением альтернативного места для встречи — советская территория им не подошла.
ДЛЯ МАРШАЛА СТАЛИНА ОТ ПРЕЗИДЕНТА РУЗВЕЛЬТА И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ЧЕРЧИЛЛЯ
Г-н Черчилль и я находимся здесь 60 в сопровождении наших сотрудников и будем совещаться, возможно, в течение десяти дней. Мы снова желаем обратить Ваше внимание на важность встречи всех нас троих. В то же время мы полностью понимаем те веские причины, которые заставляют Вас находиться вблизи боевых фронтов, фронтов, где Ваше личное присутствие столь содействовало победам.
По нашему мнению, ни Астрахань, ни Архангельск не подходят. Однако мы вполне готовы отправиться с соответствующими офицерами в Фербенкс на Аляске. Там совместно с Вами мы сможем подвергнуть изучению всю обстановку в целом.
Сейчас мы переживаем решающий момент войны, период, представляющий единственную в своем роде возможность для встречи. Мы оба, г-н Черчилль и я, искренне надеемся, что Вы еще раз рассмотрите эту возможность.
Если мы не сможем прийти к соглашению по поводу этой очень важной встречи между тремя главами наших правительств, Черчилль и я согласны с Вами в том, что в ближайшем будущем мы должны устроить встречу представителей, ведающих иностранными делами. Принятие окончательных решений должно, конечно, быть предоставлено нашим соответственным правительствам таким образом, чтобы подобная встреча носила бы исследовательский характер.
В 38 дней генерал Эйзенхауэр и генерал Александер завершили завоевание Сицилии. Количество защитников со стороны держав оси достигало в общей сложности 405 000 человек: 315 000 итальянцев и 90 000 немцев. Мы наступали 13 американскими и британскими дивизиями, потеряв примерно 18 000 убитыми и ранеными. Войска держав оси потеряли 30 000 убитыми и ранеными: 23 000 немцев и 7000 итальянцев, которые были подобраны и подсчитаны. Захвачено 130 000 пленных.
Итальянские войска в Сицилии были ликвидированы, за исключением небольшой части их, бежавшей в сельские местности в гражданской одежде. Захвачено огромное количество трофеев: пушек, самолетов и всякого рода вооружения, разбросанного повсюду, включая более чем 1000 самолетов, захваченных на различных аэродромах.
Как Вам уже ранее сообщалось, мы скоро предпримем мощное наступление на итальянский континент.