Урядник — нижний чин уездной полиции, помощник станового пристава. Теперь эти термины — урядник, пристав, становой — понятны тем, кто продолжает читать Чехова и других бытописателей русской жизни конца XIX — начала XX века, да и то не очень. Между тем появление этих должностей — результат административной реформы царствования Александра II. Реформы, пожалуй, совершенно забытой, суть ее заключалось в создании системы, связывавшей местное самоуправление и собственно органы власти.
В данном случае любопытно вот что: 135 лет назад 90% населения России проживало в сельской местности, поэтому организация охраны общественного порядка в первую очередь касалась сел и деревень. И если приставы и урядники были госслужащими, то сотские и десятские — лицами выборными (соответственно, от сотни и десятка домов). Избирались они ежегодно на сельских сходах. И тут вспоминается словосочетание «народный дружинник». И в этом смысле сотские и десятские в царской России вполне сопоставимы с народными дружинниками советской эпохи. Впрочем, последних не выбирали. Но жалованье за свою работу ни те ни другие не получали. Это, конечно, сказывалось на качестве работы. И на этот случай закон 1878 года предусматривал возможность нанимать в качестве сотских, читай участковых, людей за особую плату из числа отставных нижних чинов, то есть уволенных в запас солдат и унтер-офицеров. При этом финансирование осуществлялось не из казны, не из госбюджета, а за счет частных лиц — тех же крестьян, купцов, землевладельцев, то есть всех платежеспособных людей, проживающих в округе. Получается, кто сколько скинется.
В среднем жалованье составляло около 40 рублей в год — по тем временам приличная сумма. Итого, по сведениям МВД за 1886 год, в Российской империи было 59 тысяч участковых надзирателей: в среднем один на 156 дворов или 448 душ. Вот перечень их обязанностей: контроль за благочинием (так высокопарно называлась тогда в русском языке охрана общественного порядка), контроль за чистотой воды в водоемах, надзор за правилами торговли, противопожарные меры и информирование полицейского начальства о чрезвычайных происшествиях.
И в этой системе взаимосвязи государства и общества уряднику была отведена ключевая роль. С одной стороны, он подчинялся становому приставу (станом назывался полицейско-административный округ из нескольких волостей, читай районов), с другой стороны, урядник осуществлял надзор за упомянутыми сотскими и десятскими. Ну а о том, были ли они неподкупны, объективны и непредвзяты, можно прочесть у упомянутого выше Антона Павловича Чехова.