28 июня 1943 года. 737-й день войны
Северо-Кавказский фронт. 28 июня Ставка Верховного Главнокомандования поставила командующему фронтом задачу: «Сосредоточенными ударами главных сил фронта взломать оборону противника на участке Киевское, Молдаванское и, проводя последовательные наступательные операции, иметь конечной целью очищение района Нижней Кубани и Таманского полуострова от противника. Очистить восточный берег р. Курка от противника, прочно закрепить его за собой и не допустить возможного прорыва противника на Анастасиевская. Отрядами 9 армии продолжать активные действия в плавнях. Одновременно войскам 9 армии быть в готовности с развитием успеха 56 армии нанести удар на Варениковская… Для прорыва обороны противника: главный удар нанести в направлении Красный, Гладковская, в обход Киевское с юга и Молдаванское с севера. Ближайшая задача — выход на рубеж Кеслерово, Ново-Михайловский, колхоз им. Сталина, в дальнейшем наступать на Гостагаевская и частью сил на Варениковская с целью содействия 9 армии в овладении этим районом». Для обеспечения наиболее выгодного исходного положения для наступления Ставка приказала за пять дней до начала основной операции провести частную операцию по захвату высоты 114.1 (восточнее Молдаванское).
Однако и эта операция успеха не имела. Тогда Ставка приказала командующему фронтом: «Проводимые Вами действия впредь до особых указаний приостановить, имея целью приведение войск в порядок, пополнение частей и соединений, накапливание материальных ресурсов, повышение боевой подготовки войск, а также непрерывной разведкой противника уточнять его расположения и намерения и готовить войска фронта к продолжению наступления. Одновременно с этим прочно оборонять ныне занимаемые рубежи». С этого периода до сентября войска Северо-Кавказского фронта активных наступательных действий не вели, а готовились к решающим боям на Таманском полуострове. За время наступления Северо-Кавказского фронта в низовьях Кубани советские войска очистили большую территорию Северного Кавказа и нанесли врагу значительные потери.
Выписка из оперативных сводок штаба флота
На севере. Авиация СФ безуспешно вылетала к Варде для удара по конвою. Обе стороны вели воздушную разведку, потеряв по 1 самолёту. Неприятель обстрелял селение Керванто, о. Хейнесаари и дозорный ска у губы Белушья. Пл К-1 вышла на позицию к Хаммерфесту. Велось траление в Мурманском порту, в Кольском заливе, в Горле Белого моря и у Поноя. Межбазовые переходы выполняли 3 судна и 7 кораблей.
На западе. Огонь по врагу под Ленинградом вели 9 береговых и 8 ж.-д. батарей. Противник обстреливал корабли в Невской губе, Ораниенбаум и Шлиссельбург. Авиация БФ у о. Соммерс потопила 1 катер неприятеля. Враг сбросил мину и обстрелял наши корабли у маяка Шепелевский. Авиация обеих сторон вела разведку. На Ладоге ска МО-215 произвёл испытание катерного параван-трала.
На юге. Под Новороссийском враг несколько потеснил в р-не Южного и Западного лиманов части 9-й армии. Авиация ЧФ ставила мины у Констанцы. Самолёты противника обстреливали и штурмовали Мысхако, бомбили Ейск. Туда по железной дороге доставлены 2 тка и 1 гс, а кораблями ЧФ на Мысхако — 145 человек, 2 орудия, 104 т грузов и вывезено 117 человек. Межбазовые переходы 15 кораблей и судов обеспечивали 12 кораблей и катеров.
Оперативная сводка Совинформбюро
Оперативная сводка за 28 июня
В течение 28 июня на фронте существенных изменений не произошло.
Южнее Изюма наше боевое охранение заметило отряд немцев, переправлявшийся на левый берег реки Северный Донец. Советские бойцы дали возможность гитлеровцам беспрепятственно высадиться на берег. Не встречая сопротивления, немцы быстро пошли вперёд и нарвались на минное поле. Несколько гитлеровцев было убито взрывами мин, а остальные побежали обратно к реке. Наши бойцы отрезали врагу пути отхода и полностью истребили отряд противника.
В районе Лисичанска рота пехоты противника пыталась вести разведку боем. Наши подразделения встретили немцев ружейно-пулемётным огнём и прижали их к земле у проволочных заграждений. Затем наши бойцы штыковым ударом разгромили гитлеровцев. На другом участке артиллеристы Н-ской части подавили огонь 3 артиллерийских батарей, уничтожили 2 пулемёта и рассеяли до роты немецкой пехоты.
Несколько партизанских отрядов, действующих в Ленинградской области, в десятидневных боях против немецких захватчиков уничтожили до батальона гитлеровцев, сожгли танк, 12 грузовых автомашин с военными грузами и 4 легковых автомашины. Партизаны захватили много оружия, боеприпасов и продовольствия. За это же время партизанами пущено под откос 9 немецких эшелонов. Уничтожено 2 паровоза, 14 вагонов с солдатами, 7 платформ с орудиями, 5 платформ с авиамоторами, 24 вагона с продовольствием, 4 цистерны с горючим и 39 вагонов с разными военными грузами.
Украинские партизаны убили немецкого коменданта Коростышевекого района Фогт-Армина. У убитого было найдено распоряжение коростышевского немецкого областного эмиссара немецким окружным уполномоченным по сельскому хозяйству и руководителям опорных пунктов области. ′В этом распоряжении гитлеровский сатрап отмечает, что вопреки всем приказам украинские крестьяне режут молодняк скота и не сдают мясо для отправки в Германию. Немецкие власти теперь за убой молодняка ввели смертную казнь. В распоряжении прямо говорится следующее: «В дальнейшем украинцы за убой молодняка будут подвергаться самым тяжёлым наказаниям. Я не остановлюсь перед тем, чтобы карать виновных смертной казнью».
Плохи дела у немецко-фашистских мерзавцев, если они по всякому поводу вводят смертную казнь для мирных украинских крестьян. Никогда не удастся немецким разбойникам покорить Советскую Украину.
28 июня 1943. Смена руководство в Наркомате танковой промышленности
28 июня новым-старым руководителем Наркомата танковой промышленности стал Вячеслав Александрович Малышев.
Будучи Наркомом средней промышленности в 1941, уже на второй день войны он выступил с идеей создания Наркомата, который был объединил предприятия производящие танки. Уже в сентябре 1941 он возглавил профильный Комиссариат.
На первом этапе главной задачей НКТП было резкое увеличение объёмов производства танков. Также уже в 1942 значительно снизилась трудоёмкость изготовления танков, прежде всего главного среднего танка — Т-34.
Однако, упрощение конструкции, которое в том числе давало экономию, привело к снижению надёжности. С лета 1942 основные усилия конструкторов НКТП были переключены с упрощения технологий изготовления на повышение надёжности танков. Но возглавил процесс уже Исаак Зальцман.
За время пока Исаак Зальцман руководил Наркоматом он стал одним из крупнейших промышленных комиссариатов СССР. В его состав входил ряд промышленных гигантов с численностью работников более 10 000. Всего в годы войны на его предприятиях подработает около 250 000 человек.
28 июня Исаак Зальцман был освобожден от занимаемой должности и вновь назначен на пост директора завода в Челябинске, которым руководил до 1949.
В дневниках Малышев записал: «Был на уральских заводах. В Нижнем Тагиле 27 июня т. Берия мне сказал о назначении меня наркомом танковой промышленности.— Не скрою — был рад. Во-первых, потому что это означает доверие, во-вторых, потому что означает возвращение на любимое дело, в-третьих, потому что Зальцман вел дело не так, как надо, и мне было иногда обидно и больно видеть это. Теперь займусь, как следует, танками. Опыта больше, а желания и сил хватит».
Уже в августе перед Малышевым Сталин поставит новые задачи по планам выпуска танков и самоходных установок, о перспективах 122- и 85-миллиметровых пушек на САУ. Сталин спрашивал наркома, что тот думает о конструкторе Жозефе Котине, перспективах использования малых танков. А они были бессмысленными, что показали 2 года войны. Сталин поставил задачу запустить производство танка ИС в течение 1,5 месяцев. «Когда я сказал, что в такой срок это сделать невозможно, тов. Сталин сказал, что к концу войны нам этот танк не нужен. «Надо, чтобы танк повоевал еще до зимы». Впервые слышу от тов. Сталина о конце войны. В конце концов тов. Сталин дал срок два месяца»,— записал в дневнике Вячеслав Малышев.
Задача будет выполнена. Более того, благодаря новым технологическим решениям стоимость производства одного танка ИС-2 к 1945 будет снижена до 250 000 рублей, для сравнения Т-34 стоивший в 1942 — 193 000 в 1943 будет обходиться государству 135000.