22 июня 1943 года. 731-й день войны
Москва. В Москве открылась выставка образцов трофейного оружия, захваченного у противника в 1941—43 годах.
Вышло Постановление ЦК КП(б) Белоруссии о мероприятиях по дальнейшему развёртыванию партизанского движения в западных областях Белоруссии.
Берлин. Гитлер издал приказ, в котором потребовал не останавливаться ни перед чем для повышения боеспособности армии. «Я предлагаю,— говорилось в приказе,— господам главнокомандующим, командирам корпусов и дивизий в случае необходимости действовать беспощадно и докладывать мне об особых случаях невыполнения задачи, чтобы я мог немедленно принять необходимые меры».
Ставка Верховного Главнокомандования. Советское командование обеспокоено отсутствием немецкого наступления. А. М. Василевский: «Особую нетерпеливость начал проявлять командующий Воронежским фронтом Н. Ф. Ватутин. Николай Фёдорович неоднократно ставил передо мной вопрос о необходимости начать самим наступление, чтобы не упустить летнее время. Мои доводы, что переход врага в наступление против нас является вопросом ближайших дней и что наше наступление будет безусловно выгодно лишь противнику, его не убеждали… Из ежедневных переговоров с Верховным Главнокомандующим я видел, что неспокоен и он. Один раз он сообщил мне, что ему позвонил Ватутин и настаивает, чтобы не позднее первых чисел июля начать наше наступление; далее Сталин сказал, что считает это предложение заслуживающим самого серьёзного внимания; что он приказал Ватутину подготовить и доложить свои соображения по Воронежскому фронту в Ставку…
Я ответил, что указания будут выполнены, и заметил, что для нас было бы гораздо выгоднее, если бы враг предупредил нас своим наступлением, которого, по всем данным, следует ожидать в ближайшее же время… С такими мыслями я и покинул 22 июня Воронежский фронт.
Москва. В Москве открылась выставка образцов трофейного оружия, захваченного у противника в 1941—43 годах.
22 июня вышло Постановление ЦК КП(б) Белоруссии о мероприятиях по дальнейшему развёртыванию партизанского движения в западных областях Белоруссии.
Берлин. 22 июня, Гитлер издал приказ, в котором требовал не останавливаться ни перед чем для повышения боеспособности армии. «Я предлагаю,— говорилось в приказе,— господам главнокомандующим, командирам корпусови дивизий в случае необходимости действовать беспощадно и докладывать мне об особых случаях невыполнения задачи, чтобы я мог немедленно принять необходимые меры».
Выписка из оперативных сводок штаба флота
На севере. Авиация СФ прикрывала главную базу. Враг бомбил дорогу от мыса Мишуков к линии фронта, обстрелял пост ВНОС Нялярв. Обе стороны вели воздушную разведку. Пл Л-15 (капитан 3 ранга Комаров В.И.) выставила мины у о. Серей. Велось траление Мурманского порта и у Молотовска. В Архангельск прибыли 1 лд, 4 эм и 1 английский тщ.
На западе. Огонь по врагу под Ленинградом вели 6 береговых и 7 ж.-д. батарей. Неприятель обстреливал Торговый порт, Ораниенбаум, ж.-д. мост у Шлиссельбурга. Авиация БФ у о. Б. Тютерс повредила 1 ска противника, отражала налёт на Лавенсари, бомбила аэродром Городец, прикрывала объекты КМОР. Неприятель бомбил Лавенсари, Ораниенбаум, Морье и Осиновец. Обе стороны вели воздушную разведку. Сбито 5 вражеских и 1 наш самолёт. Караван из 16 ктщ и 5 тендеров перешёл с Лавенсари в Кронштадт. При отражении 3 налётов (28 Ю-88) у бухты Норе-Капельлахт от прямых попаданий затонула кл «Кама», а на Лавенсари сгорел ска МО-177.
На юге. Враг обстреливал Мысхако. Авиация ЧФ прикрывала базы и суда в море. Межбазовые переходы 21 корабля и судна обеспечивали 11 катеров.
Оперативная сводка Совинформбюро
Как текст
Оперативная сводка за 22 июня
В течение 22 июня на фронте существенных изменений не произошло.
В районе Белгорода группа бойцов под командованием Гвардии лейтенанта т. Пантелеева переправилась через реку Северный Донец в расположение противника и, захватив пленных, без потерь вернулась в свою часть.
Южнее Балаклеи наше боевое охранение заметило труппу немецких солдат, переправлявшихся на левый берег Северного Донца. Советские бойцы выждали, пока гитлеровцы вышли на берег, а потом окружили и уничтожили немецких разведчиков.
Партизанские отряды Украины наносят непрерывные удары по путям сообщения противника. Партизаны отряда имени Кирова 3 июня пустили под откос немецкий воинский эшелон. Уничтожены паровоз и 15 цистерн с горючим и смазочными материалами. 5 июня отряд имени Калинина подорвал на минах немецкий поезд с войсками, следовавший на фронт. Разбиты паровоз и 7 вагонов. Партизаны отряда имени Щорса 9 июня организовали крушение вражеского эшелона. Уничтожен паровоз, разбито 11 вагонов и сильно повреждено 19 вагонов.
Пленный бортмеханик из 4 отряда 121 немецкой группы дальних разведчиков Георг Пауль рассказал: «В отряде большой некомплект лётчиков. Уже несколько месяцев командование добивается присылки четырёх экипажей взамен выбывших из строя, но пока тщетно. В начале мая русская авиация совершила ожесточённый налёт на наш аэродром. Сброшенными бомбами было уничтожено 2 и серьёзно повреждено 10 самолётов. После этого лётчики отряда в течение двух недель не совершили ни одного вылета. Широкое внедрение заменителей в немецкой авиационной промышленности привело к ухудшению качества самолётов и моторов. После каждого полёта приходится ремонтировать мотор».
22 июня 1943. Парад предателей
22 июня по центральной площади оккупированного фашистами Пскова прошел торжественный смотр войск, по случаю второй годовщины «освобождения России от большевизма» – так официально оккупанты назвали день начала войны с СССР. Во время мероприятий, в которых принимали участие как гражданское, так и военное командование Пскова, особенно выделялась рота солдат, одетая в чешскую военную форму и вооруженная винтовками Мосина. Во главе этого подразделения шли офицеры, одетые в белые гимнастерки, образца царской России с золотыми погонами. Возглавлял колонну статный офицер знаменосец – русский белоэмигрант граф Григорий Ламсдорф. Колонна шла под российским триколором, а на шевронах колаборантов был Андреевский крест с аббревиатурой «РОА». По улицам Пскова маршировал гвардейский батальон так называемой Русской освободительной армии – первое боевое соединение власовцев. В это же время, по местному псковскому радио впервые прозвучала песня «Мы идем широкими полями», которая в дальнейшем станет маршем РОА.