Фотография руин сгоревшего здания 2-го кордона 1-й роты 3-го батальона Абрене, опубликованная 23 июня 1941 года в газете «Тевия»
В ночь на 15 июня 1940 года спецгруппы пограничных войск НКВД СССР совершили целую серию рейдов на несколько латышских пограничных постов в округе Абрене. Советский заход на 2-й кордон 1-й роты 3-го Абренского батальона в Масленках. «В ночь на 15 июня на 2-й и 3-й охранные посты III Абренского батальона, – говорилось в документах латвийского официального расследования, – на 2-м посту в Масленках возникла перестрелка между нападавшими и пограничниками, в ход пошли также ручные гранаты. В схватке убиты 4 человека.
В июне 1940 года с точки зрения советского руководства сложилась ситуация, крайне благоприятная для установления полного контроля над Литвой, Латвией и Эстонией. И вот, в ночь на 15 июня 1940 года, огромная советская группировка – свыше 541 тыс. человек – завершила развертывание и вышла на исходные рубежи, изготовившись к вторжению. Еще раньше погранвойска НКВД получили приказ обеспечить переход границы частями Красной Армии, для чего предусматривалось создание ударных и истребительных групп, в задачу которых, пишет Мельтюхов, «входило ведение разведки и рекогносцировки, выбор места перехода границы, подготовка переправ и плавсредств, а после начала боевых действий – уничтожение штабов и подразделений пограничной службы противника». Перед общим переходом госграницы, как гласил приказ, в частности, командующего войсками ЛВО, погранчастям НКВД следовало совместно с подразделениями Красной Армии «внезапным и смелым налетом захватить и уничтожить эстонские и латвийские погранкордоны…».
Правда, в ту же ночь на 15 июня «концепция поменялась»: правительства трех Прибалтийских стран приняли советский ультиматум и развернутые у их границ советские войска не получили приказ на проведение наступательной операции. Но, как водится, не до всех исполнителей довели отмену приказа о «внезапном и смелом налете»…