Это был последний акт кампании по ударному подъему угольной промышленности Украины. В середине 50-х годов отрасль постиг неожиданный кризис. Падали объемы угледобычи, возникли огромные проблемы с кадрами. Ветеран шахтопроходки Е. Носик вспоминал: «Дела шли неважно, отрасль работала плохо. Остро не хватало рабочих кадров. Меня командировали в Севастополь – вербовать в шахтеры моряков Черноморского флота, подлежащих демобилизации. В итоге 1200 бывших моряков ЧФ прибыли в Донбасс. Ситуация несколько улучшилась, но план по добыче угля шахтами не выполнялся».
Первый призыв ЦК к комсомольцам ехать на строительство донбасских шахт прозвучал 18 мая 1956 года. В августе того же года из челябинской «ссылки» был возвращен А.Засядько – его назначили министром угольной промышленности Украины, причем объявил об этом лично Никита Сергеевич Хрущев во время посещения Сталино, при большом стечении народа. Засядько, тонко понимавший, что нужно шахтеру, немедленно стал внедрять новую форму оплаты труда, позволявшую получить за перевыполнение плана очень хорошие деньги. По инициативе Засядько, Совет Министров СССР и ЦК КПСС 8 октября 1956 г. приняли постановления «О неотложных мерах по развитию угольной промышленности в Украинской ССР» и «О неотложных мерах по преодолению отставания шахтного строительства Украинской ССР». Начинался аврал.
1957 год специалистам угольного дела в Донбассе известен как «год великого перелома» и год строительства «комсомольских шахт». Внедрение скоростного метода шахтопроходки позволило Засядько добиться ошеломляющего эффекта: за год было построено 37 новых угледобывающих предприятий. Под баснословные заработки со всей страны стягивалась молодежь. История повторялась на новом витке диалектической спирали: вновь, как и в ранние юзовские времена, угольную отрасль поднимали люди, не обремененные семьей и потому более мобильные и менее требовательные. И работать им приходилось в условиях почти таких же жестких. Вот как описывает суровую прозу тогдашних трудовых будней участник событий И.Беркович в книге «История донецкого шахтостроя»: «Жили мы в этот период в палатках, обогреваемых «буржуйками», пищу привозили из г.Шахтерска, а мыли рабочих со шланга водовозки». Это был февраль 1957 года, и Беркович с товарищами строил в донецкой степи шахту «Полтавская-Комсомольская №1».
И все-таки людей не хватало. К лету это стало очевидно. И тогда появился тот призыв ЦК КПСС к молодежи, с которого мы начинали. Поскольку всякий призыв ЦК всегда сопровождался спущенными на места разнарядками, партийные органы по всей Украине развернули активную вербовочную деятельность. В итоге, Донбасс таки получил требуемые десятки тысяч новых рабочих рук. И программа по скоростному строительству шахт была выполнена. Свежеиспеченные шахтеры получили достойные зарплаты и жилплощадь в будущем городе миллиона роз. 90 наиболее отличившихся получили звезды Героев труда. Украинский комсомол получил орден Ленина. Все что-то получили, все вышли из этой истории с чувством глубокого удовлетворения.