Наиболее влиятельными политическими силами на Кубани были «черноморцы» и «линейцы». «Черноморцы», более сильные экономически и политически, представляли украиноязычное черноморское казачество и стояли на сепаратистских проукраинских позициях. «Линейцы» представляли русскоязычное линейное казачество и ориентировались на единую Россию».
Приоритетными направлениями внутренней политики провозглашены решение социальных, национальных и экономических проблем и борьба с большевизмом. Экономика, ориентированная на сельскохозяйственное производство, была достаточно стабильной. Отрицательные факторы военного времени компенсировались тыловым положением Кубани, мощным потенциалом и наличием портов. В республике действовало кооперативное движение, объединявшее более 780 тысяч человек, а также почти 900 кредитных, потребительских и ссудно-сберегательных учреждений с общим оборотом в сотни миллионов рублей.
К моменту появления Кубанской республики власть в крае переходила в руки большевиков. Их опорой было соседнее Черноморье, где власть Советов в Туапсе установилась 16 ноября 1917 года, а в Новороссийске — 14 декабря 1917 года. В январе 1918 года советская власть была установлена в Армавире, Майкопе, Тихорецке, Темрюке и ряде станиц. Сформированные отряды Красной гвардии и части 39-й пехотной дивизии развернули наступление на Екатеринодар и заняли его 14 марта 1918 года. Большевистские власти 26 апреля 1918 года образовали Кубанскую советскую республику.
Казачество заняло выжидательную позицию и не принимало сторону ни большевиков, ни белой армии; также игнорировались призывы к вступлению в кубанскую армию краевого правительства. Отступившее правительство Кубани пошло на переговоры с Добровольческой армией ради общей борьбы с Красной угрозой, и в марте у станицы Ново-Дмитриевской были объединены добровольческие части и отряд Кубанской рады, под командованием Виктора Покровского. Стороны заключили договор о совместной борьбе с большевиками. Возглавил объединенную армию Лавр Корнилов, которого сменил генерал Деникин.