Талгат Нигматулин был назван легендой советского кино. Еще при жизни его часто сравнивали с Брюсом Ли, но это сравнение вряд ли корректно, поскольку Нигматулин был уникальным актером. Как и многие представители Востока, он никогда не останавливался на достигнутых результатах, совершенствовал себя, развивался и занимался поиском смысла существования. Его трагическая смерть в молодом возрасте была большой неожиданностью для его поклонников.
Талгат Нигматулин родился 5 мая 1949 года в Ташкенте. Во многих источниках его родным городом называют Кызыл-Кия, который расположен в Ошской области Киргизии, но это не так. Семья Нигматулиных перебралась в Киргизию, когда Талгату исполнился год. Об этом актер неоднократно упоминал в своих немногочисленных интервью.
Мать будущего актера работала директором школы, а отец был шахтером. Это был смешанный брак, мать была узбечкой, а отец — татарином. Родители жили дружно, воспитывая двух сыновей, но вскоре вся ответственность за мальчиков легла на плечи их матери. Отец трагически погиб, и материальное положение семьи резко ухудшилось. На момент гибели отца Талгату было всего два года.
Детство актера не было счастливым: он очень рано стал подрабатывать на сахарном заводе и был подмастерьем в сапожной мастерской. Но денег все равно не хватало, и однажды мать приняла непростое решение – отдала Талгата в детский дом. Многие осуждали женщину, но она забрала мальчика из детского учреждения, как только это стало возможным.
Среди своих сверстников Талгат не пользовался популярностью. Ранимый, замкнутый, нелюдимый подросток плохо знал русский язык и очень стеснялся этого. Он часто болел, в раннем детстве у него был рахит, от этого ноги мальчика стали кривыми. Подвижные игры со сверстниками тоже не приносили радости слабому, неловкому подростку: они заканчивались слезами, обидами и травмами.
Однажды в пионерском лагере с ним случилась неприятная история. Подросток пригласил на танец девочку, которая ему очень нравилась. Жестокая девчонка громко сказала, что она не станет танцевать с кривоногим. Опозоренный подросток убежал в степь, долго плакал, а после дал себе клятву сделать свое тело красивым. Он записался на бальные танцы, стал заниматься легкой атлетикой, карате. Оставалась еще одна большая проблема – русский язык. Но здесь Талгат решил обойтись без помощников, знание русского языка он совершенствовал самостоятельно. Для этого парень прочел огромное количество книг, вручную переписал «Войну и мир».
Ко времени выпуска из школы юноша отлично натренировал свое тело, изучил русский язык. Он отправился в Москву, подал документы во ВГИК на факультет режиссуры, но на экзаменах потерпел неудачу. Уезжать из столицы молодому человеку не хотелось. Он подал документы в цирковое училище, поступил туда без всяких проблем. В период учебы юноша особенно увлекался боевыми искусствами, пользуясь тем, что занятия проходили на высоком профессиональном уровне. Актер стал обладателем черного пояса, был чемпионом Узбекистана по карате.
В 21 год Нигматулин поступил в ВГИК и попал в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, где учился вместе с Николаем Еременко, Вадимом Спиридоновым, Натальей Белохвостиковой и Натальей Гвоздиковой. Однако свою кинокарьеру он начал еще до этого — в 1967 году его пригласили сниматься в фильме «Баллада о комиссаре», где он сыграл офицера-белогвардейца. С тех пор он стал часто получать предложения на роли негодяев.
Получив диплом ВГИКа, Нигматулин переехал в Ташкент, где начал работать на студии «Узбекфильм». В 1972 году он снялся в фильме «Седьмая пуля», а затем сыграл в киноленте «Встречи и расставания» (1973). Однако настоящей славы ему принес фильм-легенда «Сказание о Сиявуше».
Через два года после фильма «Сказание о Сиявуше» Нигматулин получил приглашение сыграть индейца Джо в киноленте «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна», а затем появился на экранах в фильме «Волчья яма» в образе Самата. Он всегда работал на съемках самозабвенно и отдавал все свои силы, делая каждую свою роль по-настоящему уникальной. Нигматулин никогда не отказывался от эпизодических или второстепенных ролей и честно выполнял свою работу. Режиссеры высоко оценивали его талант, и он не нуждался в каскадерах, сам выполняя сложные трюки и боевые приемы.
Критики и зрители считали этого актера гениальным. Но у него был еще один большой талант. Еще во времена студенчества Талгат стал заниматься литературным творчеством, писал стихи и прозу. Несколько рассказов Нигматулина были опубликованы, на его стихотворение «Русские березы» композитор Евгений Ширяев написал знаменитую песню. На конкурсе «Золотой Орфей», который проводился в Болгарии, песня «Русские березы» заняла третье место. Она отличается невероятной лиричностью, такой текст мог написать только человек, горячо любящий свою Родину.
Пытливый актер, стремящийся найти смысл жизни, оказался легкой добычей мошенников. В 80-е годы на Востоке действовала секта «Четвертый путь», в состав которой входило много творческих людей. Два человека, Мирза Кымбатбаев и Абай Бурубаев, активно вербовали в ряды секты актеров, журналистов, режиссеров. Они проповедовали дзен-буддизма, основанный на эзотерических обрядах и легендах. Любопытство и неосторожность, стремление познать неизвестное, привлекло в «Четвертый путь» Талгата Нигматулина. Он доверял проповедникам, которые выдавали себя за целителей и ученых.
В 1981 году Талгат снял десятиминутный ролик, в котором проповедники Абай и Мирза выступили в качестве актеров. Однако фильм не пользовался успехом. В 1985 году проповедники приказали актеру поставить на место «неверных» учеников из Вильнюса, решивших выйти из секты. Нигматулин должен был наставить отступников на истинный путь и вытрясти из них деньги.
Актер отказался участвовать в преступлении, и его самого признали отступником. Пять сектантов жестоко избили Талгата. Он скончался от многочисленных травм, а тело актера было найдено в квартире художника Калинаускаса. Тело актера было кремировано, и урна с прахом захоронена на ташкентском кладбище «Чилонзор Ота». Бурубаева осудили на 14 лет заключения, а Кымбатбаева – на 10 лет. Абай умер в тюрьме от туберкулеза, а Мирза, выйдя на свободу, вновь занялся проповедничеством и скончался от цирроза.