Ту-16 Советский тяжелый двухмоторный реактивный многоцелевой самолет Ту-16 впервые поднялся в небо 27 апреля 1952 года. Управлял боевой машиной советский летчик-испытатель Николай Степанович Рыбко. Полученная при испытаниях скорость превышала указанную в техническом задании. Однако машина не достигла нужной дальности: конструкция Ту-16 была явно перетяжелена.
Андрей Туполев и ведущий конструктор самолета Дмитрий Марков организовали в ОКБ настоящую борьбу за снижение веса. Счет шел на килограммы и даже граммы. Были облегчены все несиловые элементы конструкции, кроме того, анализ особенностей тактического применения бомбардировщика, предназначенного в первую очередь для действий на больших высотах, позволил установить ограничения на максимальную скорость для малых и средних высот, что несколько снизило требования к прочности конструкции и также позволило уменьшить массу.
В результате получилась в значительной степени новая конструкция, имеющая массу, на 5 500 килограмм меньшую массы планера прототипа. А в это время на Казанском авиационном заводе уже создавалась оснастка для серийного самолета на базе прототипа. Поэтому, когда о работах по новому, облегченному варианту бомбардировщика стало известно в Министерстве авиационной промышленноcти, Маркову объявили выговор, который впоследствии так и не был снят, несмотря на то что второй опытный экземпляр в апреле 1953 года превысил заданную дальность полета.
Серийное производство Ту-16 начали в Казани в 1953 году, а год спустя и на Куйбышевском авиазаводе. Тем временем в ОКБ велись работы над различными модификациями машины, а двигатель АМ-3 заменили более мощным РД-ЗМ. Первые серийные самолеты стали поступать в строевые части в начале 1954 года, а 1 мая того же года девятка Ту-16 прошла над Красной площадью. В НАТО самолет получил кодовое наименование «Бэджер» — «Барсук».
Вслед за бомбардировочным вариантом в серийное производство был запущен носитель ядерного оружия Ту-16А. В августе 1954 года поступил на испытания опытный ракетоносец Ту-16КС, предназначенный для ударов по кораблям противника. Под его крылом подвешивались две управляемые крылатые ракеты типа КС-1.
Весь комплекс управления вместе со станцией «Кобальт-М» был полностью взят с самолета Ту-4К и размещался вместе с оператором в грузоотсеке. Радиус действия Ту-16КС составлял 1 800 километров, дальность пуска КС-1 — 90 километров.
Ту-16 начал быстро заменять в строевых частях дальние бомбардировщики Ту-4, став носителем ядерного и обычного оружия на средних дальностях. С середины 1950-х годов серийно строился и Ту-16Т — торпедоносец, назначение которого — торпедные атаки крупных морских целей и постановка минных заграждений.
Впоследствии, начиная с 1965 года, все самолеты Ту-16 были переоборудованы в спасательные Ту-16С с катером «Фрегат» в бомбардировочном отсеке. «Фрегат» сбрасывался в районе морской аварии и выводился к пострадавшим с помощью системы радиоуправления. Радиус действия Ту-16С достигал 2 000 километров.
Для повышения дальности полета Ту-16 спроектировали систему крыльевой дозаправки в воздухе, несколько отличавшуюся от ранее отработанной на Ту-4. В 1955 году вышли на испытания опытные экземпляры топливозаправщика и заправляемого самолета.
После принятия системы на вооружение в заправщики, которые получили наименование Ту-16 «Заправщик» или Ту-163, переоснащались обычные серийные машины. Благодаря тому, что специальное оборудование и дополнительный топливный бак легко снимались, заправщики при необходимости снова могли выполнять задачи бомбардировщика.