В первой половине августа 1921 года в Татреспублику был направлен в свой первый рейс санитарно-питательный поезд номер 12, в задачу которого входило кормление и лечение детей. Вагоны были забиты Наркомпродом едой: всего 1 098 пудов (почти 67 тонн) муки, гороха, сахара, соли, масла. Поезд поступил в распоряжение Комиссии по улучшению жизни детей при Татисполкоме.
Опыта по организации массового кормления населения Комиссия еще не имела и первый блин вышел комом. Вокзал Казани был уже забит беженцами с детьми. Детей было около двух тысяч: они болели, пищали, рылись в отбросах, слетали от голода с катушек и сбивались в банды неуправляемых зверьков.
Смотреть на происходящее спокойно не получалось и Комиссия, руководствуясь сиюминутным побуждением, предложила персоналу поезда развернуть питание прямо на перроне и поскорее накормить вот это вот всё.
18 августа сварили первый обед. Порции стали выдавать по повышенной норме по 2 000 штук в день.
Что из этого вышло:
- Слухи о том, что в Казани на вокзале просто так кормят всех детей от пуза, в момент облетели всю Татреспублику и в первую неделю кормежки на вокзал слетелось уже 4 500 беспризорников, которые вызвали взрыв преступности.
- Из-за наплыва порции урезали в половину, что вызвало возмущение и беспорядки, на подавление которых пришлось вызывать милицию.
- Продукты разлетелись в 30 дней, медицинскую работу пришлось свернуть и возвращаться в Москву досрочно.
- Голодающие родители стали приводить и оставлять на вокзале детей в надежде, что их заберут в поезд и увезут, чем множили число беспризорников.
- От скученности бахнул сыпной тиф, который в момент вышел из-под контроля и расползся по городу.
- Кантоны целыми деревнями дернулись сниматься с мест и Татисполкому пришлось закидывать в них продовольствие из последних резервов, лишь бы удержать население на месте.
- Повышенная норма питания вызвала соответствующий эффект в ослабленных голодом организмах: вокзал и прилегающую территорию натурально засли и заблевали так, как вам трудно себе представить.
- Кровавый понос вызвал повышенную смертность.
- Так как регулярного и правильного питания одних и тех же детей организовано не было, то никому и не помогли, только заглушили и приостановили на время муки голода, что для расшатанной психики и организма голодающих совсем не айс, а натуральная агония.
Из доклада Комиссии по улуч. жизни детей при Татисполкоме в Комиссию по улуч. жизни детей при ВЦИК.
Опыт был учтен, больше такого почти не было. Примерно такой же перформанс повторит зимой миссия МФТЮ в Чувашии, и примерно с таким же эффектом.