Памятник погибшим строителям на месте трагедии
13 апреля 1934 года строительные работы по взведению моста над Волгой – сроки сдачи железнодорожного моста вышли два месяца назад. Монтажники торопились. И никто из них не успел понять, как два соседних пролета вдруг разомкнулись, унося в ледяную воду с 14-метровой высоты десятки людей…
И все же, несмотря на столь тщательную подготовку и использование в то время последних технологий, строительство шло долго и трудно. До сих пор в Европе никто не замахивался на мосты таких размеров. А в Советском Союзе саратовский гигант должен был стать крупнейшим железнодорожным мостом первой пятилетки.
В его постройке задействовали более 1200 человек: строителей — добровольцев. Из-за слабой механизации того времени им зачастую приходилось работать кувалдами и ломами, а металлические конструкции весом до 200 кг люди переносили на руках!
Газета «Саратовский рабочий» 12 января 1934 года писала о вопиющей халатности в организации строительства. Что и привело в итоге к кошмарным последствиям.
За два дня до катастрофы из-за нарушения технологии монтажа разорвалась и упала часть конструкции, сломав одну из промежуточных опор.
13 апреля работы шли полным ходом на мосту, как вдруг при сборке произошла деформация одного из пролетов и мост буквально развалился. Волга, тогда еще была покрыта льдом, но он уже был не прочный. Падая с пролетов на лед, люди проламывали его своими телами.
Точных данных об утонувших нет, пока. Утонуло от 100 до 150 человек, — точные цифры не где не фигурируют. Погибших рабочих похоронили тут же, на Увеке.
Наркомат тяжелой промышленности сделал из этой катастрофы выводы и стал проводить обязательные испытания металлоизделий на заводах-изготовителях. Это учли при монтаже уже строящихся на тот момент мостов в Горьком, Кашире и Костроме, это, возможно, предотвратило не одну аварию.