Как рождались катера на подводных крыльях

отadmin

Апр 10, 2023
Как рождались катера на подводных крыльях

На фото немецкий катер типа «TS 1».

Те, кому довелось прокатится на судах на подводных крыльях, вряд ли забудут ощущения от этой речной или морской прогулки. «Ракеты», «Метеоры», «Кометы» и «Восходы» — конечно, восхищают и своей изящностью и своей стремительностью. Раньше их было много, сейчас стало гораздо меньше, но те, кто их видел, их не забудут)

История их создания достаточно известная. В СССР еще до Великой Отечественной велись их разработки, но полноценная жизнь таких судов началась уже после окончания войны. Любопытно, что в послевоенных советских проектах есть и немецкий след. Германия его оставила не только в советском подводном кораблестроении, но и в судах на подводных крыльях.

В Германии последними занимался талантливый инженер, барон Ганс фон Шертель. Совместно с верфью «Гебрудер Закcенберг А.Г.» он разработал и построил несколько типов судов на подводных крыльях. Первые гражданские катера на ПК Шретель создал еще до Второй Мировой. А после ее начала он начал получать заказы уже на военные корабли такого вида, построив несколько типов шнельботов. Одним из которых стал тип «TS 1».

Летом 1940 года верфь «Заксенберг» получила заказ на 36 малых судов на подводных крыльях водоизмещением 3,8 т, которые должны были использоваться для патрулирования норвежских фьордов. Однако затем заказ сократили до шести кораблей. Итогом выполнение заказа кригсмарине стала постройка шести шнельботов типа «TS 1». Катера от «TS 1» до «TS 5» были немного тяжелее, чем ожидалось, из-за конструкции со стальной V-образной рамой и водоизмещением 4,9 т без груза или 6,3 т с грузом. Они были 11,96 м в длину и 2,7 м в ширину. Осадка составляла 1,7 м, а на висении 0,85 м. Катера приводилась в движение двигателем французской «Лорран-Дитрих» мощностью 380 л.с., который придавал катеру скорость 40 узлов. Катер был вооружен 15-мм пулеметом в опорно-поворотной установке с плексигласовым куполом и управлялся командой из четырьмя человек.

Катер «TS 6» к концу войны не был достроен, так как должен был быть перепроектирован по поручению командования кригсмарине. Вместо чрезвычайно длинного вала, вызывавшего вибрацию, рекомендовалось использовать коническую Z-образную шестерню. По имеющейся информации «TS 6» стал советским трофеем, был в дальнейшем достроен под советским руководством, испытан и переброшен на Волгу. Кроме того, еще одним трофеем СССР стало конструкторское бюро Шертеля. Но сам барон после войны оказался в Швейцарии, где продолжил свои разработки и в 1952 году там было построено первое пассажирское судно на ПК по его проекту.

Собственно, первым его мог бы построить и СССР, так как проект такого судна был ранее разработан советским инженером Р. Е. Алексеевым и его ближайшими помощниками Н. А. Зайцевом, Л. С. Поповым и И. И. Ерлыкиным, еще в 1951 г. получившим Сталинскую премию за разработку проекта ТКА на ПК. Но Алексееву долго не удавалось выбить финансирование для дальнейших работ над гражданскими судами на ПК. Увы, в СССР — это время было периодом сомнений и недоверия к пассажирским СПК. В результате, все затянулось несколько лет, и только благодаря поддержке министра речного флота З. А. Шашкова был дан зеленый свет проекту знаменитой «Ракеты», построенной в 1957 году.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

С уважением к своим читателям.

Как рождались катера на подводных крыльях

Как рождались катера на подводных крыльях

Как рождались катера на подводных крыльях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *