Новые станции Ленинградского метрополитена «Лесная» и «Площадь Мужества» были открыты в 1975 году. Теперь мало кто помнит, с какими трудностями пришлось столкнуться их строителям. Как пишет Андрей Жданов в своей книге «Метрополитен Петербурга», метростроевцы предполагали, что проходка будет сложной, так как именно в районе площади Мужества находилось много так называемых плывунов — трещин земной коры, заполненных водой, песком и валунами.
Для того, чтобы проложить тоннель, следовало либо обогнуть плывун, либо пройти под или над ним, либо заморозить плывун и прорваться прямо сквозь него. Специалисты выбрали последний вариант. Дело в том, что остальные пути решения проблемы влекли за собой слишком большие материальные затраты: в основном экспертов пугало увеличение протяженности линии.
Но опытные строители недооценили силы природы. Усугубила положение идея, согласно которой решено было проложить тоннели не на одном уровне, а один над другим. Последствия ее реализации оказались пагубны. Заледенелый грунт, который замораживали специальными хладагентами, начал таять под воздействием теплого плывуна. Около 16 часов 30 минут 8 апреля 1974 года в нижнем тоннеле метростроевцы наткнулись на незамерзшую породу.
Очень скоро начал заполняться «плывуном» и уже завершенный верхний тоннель. Аварийные затворы закрыть до конца не удалось из-за слишком быстрого поступления плывуна. Всего за несколько часов проходы заполнили более чем 45 тысяч кубометров воды.
Слава Богу, что никто не пострадал при этом случае.