Что такое «Саланг» и почему это слово было знакомо каждому советскому гражданину?

отadmin

Апр 7, 2023
Что такое «Саланг» и почему это слово было знакомо каждому советскому гражданину?

Если остановить на улице любого из российских городов случайных прохожих, и попросить назвать три слова, ассоциирующихся у них с Вооруженным конфликтом в Афганистане 1979–1989 гг., люди младшего, поколения, вероятно, затруднятся ответить. А люди старшего назовут «Кабул», «Панджшер», «стингер» – то, что фигурировало в рассказах воинов-интернационалистов, в газетных и журнальных статьях. В этом скудном наборе, вероятнее всего, окажется и слово «Саланг». В 1960–1970-е годы он был широко известен, как выдающееся достижение советских строителей, как символ советско-афганской дружбы. В 1980-е годы перевал печально прославился многочисленными жертвами среди советских военнослужащих. Слово «Саланг» периодически встречалось в советских газетах и журналах.

Слово «Саланг» в советской прессе 1980-х годов
Слово «Саланг» в советской прессе 1980-х годов

Слово «Salang» на слуху и у зарубежной публики, интересующейся военной историей и международной повесткой. Без него не обходятся работы иностранных исследователей, посвященные истории событий в Афганистане. Не случайно член Военного совета – начальник политического управления Туркестанского военного округа генерал Г.А. Стефановский назвал в своих мемуарах это место, как «известный всему миру перевал Саланг».

Некоторые работы зарубежных историков, в которых рассматриваются события на перевале Саланг
Некоторые работы зарубежных историков, в которых рассматриваются события на перевале Саланг

Что же во все времена делало это место знаковым, краеугольным? Иногда возникает необходимость срочно определить состояние человека, а то и удостовериться, жив ли он. Тогда врачи прикладывают чувствительные подушечки пальцев к тем местам, в которых жизненно важные кровеносные сосуды наиболее близко располагаются к коже и лучше прощупываются: шея, запястье. Если допустить сравнение государства с человеческим организмом, а его важнейших коммуникаций с кровеносными сосудами, можно определить места, где наиболее четко прощупывается пульс. Для Афганистана местом биения такого пульса выступал и выступает высокогорный перевал Саланг – средоточие его артерий. Наблюдая за динамикой этого символического пульса, можно делать выводы о состоянии всей страны на различных исторических этапах.

Что такое «Саланг» и почему это слово было знакомо каждому советскому гражданину?
Советские горные стрелки на перевале Саланг. Слева П.А. Попов

До середины ХХ века здесь не было дорог, через перевал проходили лишь узкие сезонные караванные тропы. Размеренный пульс Афганистана бился в унисон с архаичным укладом его средневековой жизни. В 1950–1960 е годы на Саланге проложили автомобильную дорогу, пробили тоннель. Пульс страны забился энергичнее, в такт масштабным реформам и стройкам, ознаменовывавшим индустриализацию. С 1979 по 1989 год на Саланге не стихали бои между вооруженной оппозицией, советскими и афганскими войсками. Здесь по серпантинной дороге проходили многокилометровые колонны с грузами, по трубам перекачивались гигантские масштабы топлива, люди погибали в перестрелках и на минах, задыхались в смертельных заторах в тоннеле. Пульс страны, раздираемой противоречиями гражданской войны, бешено колотился. После вывода советских войск и начала войны «всех против всех» дорогу наводнили колоны беженцев, а тоннель был взорван. Пульс Афганистана стал слабым и редким, как у человека, страдающего от глубокой болезни.

Необходимо определиться с терминологическим аппаратом. Несмотря на всю значимость Саланга, как географического объекта, как символа советско-афганской дружбы и знакового места военной истории, слово «Саланг» не было удостоено отдельной статьи в отечественных гражданских и военных энциклопедиях и словарях. В Большой Российской Энциклопедии есть статья о Гиндукуше. В ней Саланг упоминается, как один из главных перевалов, сообщается протяженность тоннеля.

Схема перевального участка Саланг
Схема перевального участка Саланг

В таком случае, за отсутствием энциклопедической формулировки, придется воспользоваться терминологией, применявшейся в 40-й армии. В одном из приказов командующий определил считать границами перевала Саланг участок автодороги между населенными пунктами Чаугани и Джебаль-Уссарадж. При этом под тоннелем предписывалось понимать непосредственно тоннель и лавинозащитную галерею, прилегающую к нему с юга.

Серпантины Саланга
Серпантины Саланга

Практически ни одна работа, будь то российских или зарубежных авторов, посвященная истории Вооруженного конфликта в Афганистане 1979–1989 гг., не обходится без рассмотрения эпизодов, связанных с перевалом Саланг. Объяснение этому находим в словах генерала В.Ф. Ермакова, командовавшего с мая 1982 по ноябрь 1983 года 40-й армией, ведущей боевые действия в Афганистане. «По долгу службы я владел всей обстановкой в этой стране, постоянно знал, что и где происходит. Через Центр боевого управления я в режиме реального времени узнавал, где и как ведется операция, где совершено нападение на советскую колонну, где сторожевая застава приняла бой, где спецназовцы перехватили караван с оружием. То тут, то там возникали ситуации, требовавшие от командующего внимания и решений. Но были на карте Афганистана такие точки и районы, которые ни на сутки не исчезали из повестки боевой работы. Одной из самых горячих таких точек, без сомнения, был Саланг.

Если говорить об Афганистане в целом, то перевальный участок являлся связующим звеном между севером и югом страны, между советской границей и столицей государства. Если говорить о 40-й армии, то дорогой через Гиндукуш нам поставлялись продукты и боеприпасы, горюче-смазочные материалы и медикаменты, обмундирование и техническое имущество. Здесь проходил полевой магистральный трубопровод, питавший топливом крупнейшую авиабазу Баграм. Так что значение этого района для страны и советского контингента, размещавшегося в ней, сложно переоценить.

Колонна советской техники на Саланге
Колонна советской техники на Саланге

Наличие в окрестностях Саланга крупной группировки вооруженной оппозиции, наносящей удары по коммуникации из прилегающего Панджшерского ущелья, заставляло командование армии ежегодно проводить крупномасштабные операции, вести переговоры, непрерывно искать наиболее эффективные формы и способы охраны и обороны. Многокилометровые пробки, образовывавшиеся на подъездах к Салангу, и страшные трагедии, произошедшие в тоннеле, настойчиво требовали совершенствования организации движения по перевальному участку. Снегопады, лавины, морозы, сели и оползни делали дорогу через Гиндукуш смертельно опасной. Едва ли были в Афганистане такие географические пункты, кроме, пожалуй, столицы, которым было посвящено столько отдельных приказов и распоряжений командующего 40-й армией».

Историю перевала Саланг невозможно рассматривать обособленно от общего хода Вооруженного конфликта в Афганистане 1979–1989 гг. Все, что случалось на перевале, было тесно связано с событиями, происходившими на коммуникации Кабул – Термез, в столице, да и в государстве в целом. Наиболее очевидная взаимосвязь была между Салангом и Панджшерским ущельем. Это ярко прослеживается в дневниковой записи другого командующего 40-й армией генерала В.П. Дубынина за 27 июня 1985 г.: «Чтобы отвлечь наши силы от Панджшера, Ахмадшах дал команду наносить удары на коммуникациях, и в 11:30 мятежники начали обстрел двух колонн с боеприпасами в районе Саланга. Был пробит трубопровод – он загорелся, а от него огонь перекинулся на колонны. Сгорели два БТР, семь машин, трое убитых, пятнадцать раненых. В 14:30 поднял по тревоге 180-й полк, и в 15:30 он начал выдвижение из Кабула на Саланг для усиления охраны перевала и маршрута».

Вспоминали о Саланге в своих мемуарах и люди рангом пониже. Вот мнение простого «афганца» старшего прапорщика И.В. Воронина: «Саланг был известен на всю 40-ю армию. Мы знали о том, что там совершаются нападения, знали, что там сложные погодные и дорожные условия. На политзанятиях бойцам рассказывалось о подвигах, совершенных советскими военнослужащими в районе Саланга. Так что он был на слуху». У некоторых, как у одного из рядовых защитников перевала А. Маслова, получалось изящно: «Кратко скажу, что такое Саланг. Возьмите тучи. Размесите, взбейте их руками и ногами, добавьте снега. Всё это сдобрите ветром, лучше – шквальным. Приправьте холодом за минус тридцать. Всё это киньте на голые скалы месяцев на шесть. Кислорода убавьте – на тридцать процентов меньше положенного, кипение воды – при +80 градусах. И множество искорёженной и сгоревшей техники. Вот это и будет перевал Саланг, в переводе с афганского языка – суровый».

Портал тоннеля на перевале Саланг
Портал тоннеля на перевале Саланг

В годы вооруженного конфликта печальная слава о Саланге гремела далеко за пределами Афганистана. Она распространялась воинами, вернувшимися «из-за речки». Еще один командующий 40-й армией генерал Б.В. Громов так вспоминал о завершающих днях учебы в Академии Генерального штаба: «Перед выпуском, когда ждали распределения и гадали, кого куда направят, я, помню, еще шутил: – Ну. Держитесь, наверняка кто-то из вас попадет в Афганистан. Мне это не грозит, я уже свое отвоевал, а вы готовьтесь. Мелом на доске я рисовал карту, показывал, где Кабул, где Саланг…». А вот цитата одной из работ известного российского писателя и журналиста В.Г. Верстакова, неоднократно бывавшего в Афганистане в качестве военкора газеты «Правда»: «Хабарова в Афганистане знали многие: «рыжебородый такой капитан, он на Саланге сидит…». Саланг тоже знали многие, да и как не знать эту высокогорную седловину на важнейшей дороге Кабул – Хайратон с многокилометровыми тоннелями и галереями».

Советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук доктор исторических наук Владимир Прямицын

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER